Нижегородские предприниматели попали в скандальную историю. Выяснилось, что они договаривались между собой, чтобы на аукционах получать контракты на ремонт дорог в Нижегородской области по максимальной цене. Сколько стоили региону дружеские отношения бизнесменов?
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила дело о картельном сговоре на торгах в сфере дорожного строительства. В поле зрения антимонопольщиков попала одна челябинская фирма «ТПК «ЯКК» и несколько нижегородских: «Нижавтодорстрой», «Магистраль», «Ресурсы», «Автодорстрой», «Нижегородавтодор», «Дорожник», «СК Конструктив», «Техстрой» и «Премьер». Общая сумма контрактов – 3,4 млрд рублей.
Для нижегородцев новость стала как гром среди ясного неба. Хотя общественные активисты давно пытались достучаться до местного управления ФАС. Руководитель организации «СТОПкартель» Александр Кулаков писал в УФАС о сговорах на торгах начиная с 2017 года.
– Мне присылали отписки каждые три месяца, а потом сказали: доказательств нет – до свидания, – рассказал нам Александр Кулаков.
Аукционы на ремонт и содержание дорог исчисляются десятками и складываются в миллиардные суммы. Когда на кону бюджетные деньги, конкурс проходит по закону о закупках № 44-ФЗ. Победителем становится тот, кто предложит меньшую цену. На честных торгах участники не знают о планах друг друга и стараются максимально снизить цену. Контракт может подешеветь на 20–22%.
Александр Кулаков, изучив документы нескольких аукционов, вывел механизм действия дорожников. Несколько фирм – «Нижавтодорстрой», корпорация «Стройинвест», фирмы «Магистраль» и «Дорожник» – подавали заявки на аукционы и по очереди выигрывали их. Все участники держали предложенную максимальную цену, а потом один снижал ее всего на 0,5 процента и становился победителем. На следующем аукционе этот механизм повторялся вновь.
– Новый руководитель УФАС Ленар Шафигуллин поднял мои старые заявления, увидел нарушения и направил их в центральный аппарат для проведения расследования, – говорит Кулаков. – Почему раньше у нас не захотели заниматься этими делами – покажет расследование.
Центральный аппарат ФАС возбудил дело по признакам картеля по шести аукционам.
– Пять из них – на содержание дорог общего пользования федерального значения М-7 и местного значения Нижегородской области, – рассказала замначальника управления общественных связей ФАС России Дарья Силкова. – В ходе рассмотрения дела список аукционов, проведённых с нарушениями, может быть расширен.
Комментариев от участников предполагаемого картеля добиться не удалось. Но коллегам из Челябинска, где «Нижегородавтодор» тоже оказался замешанным в скандале, было сказано, что компания вины не признает.