Нижегородские перевозчики, пытаясь сэкономить, отказываются от электронной оплаты проезда. Популярный в городе предприниматель Каргин приостановил продажу проездных на базе транспортной карты, а другие частные перевозчики, ссылаясь на неработающие валидаторы, отказываются принимать транспортные и банковские карты.
Вынужденные меры
Перевозчик ИП Каргин, обслуживающий популярный маршрут А71, возвращает на свои автобусы бумажные проездные. Информация об этом появилась в минувшие выходные в официальной группе перевозчика в социальной сети.
Продажи абонементов старого образца на февраль стартуют с 22 января и будут распространяться в салонах автобусов. Стоимость – 700 рублей.
«Данная мера – вынужденная, и связана с попыткой предприятия удержать текущую ценовую политику при изменении внешних факторов в новом году, в том числе за счёт экономии на комиссии за обеспечение транзакций по транспортным картам», – сообщается в группе.
При этом у Каргина не действуют только электронные проездные на месяц, а возможность заплатить за билет транспортной или банковской картой сохраняется. Также на этом маршруте можно воспользоваться тарифом «60/90 минут».
А вот некоторые другие частные перевозчики, которые с 1 января обязаны были внедрить на своих маршрутах безналичную оплату проезда, делают всё, чтобы вернуться к рулонным билетам.
– В 34-й маршрутке ввели проезд по картам, но как ни еду, водители говорят, что аппарат не работает, и требуют оплатить проезд наличными, – пожаловалась нижегородка Татьяна Обухова. – Это, конечно, безобразие, поскольку один раз за неимением наличных денег я вынуждена была даже выйти, потому что понадеялась на транспортную карту и не взяла наличные.
Аналогичные ситуации, судя по отзывам пассажиров, встречаются и на других частных маршрутах. Удивительно, но валидаторы ломаются почему-то только у частников.
Но даже если аппараты исправны, водители маршруток идут на другую хитрость и не проводят через АСКОП операции с наличными деньгами. То есть в случае оплаты наличными вместо билета из терминала пассажиру выдают обычный рулонный билет, продажа которого нигде не фиксируется.
В случае нарушений пассажиры могут пожаловаться в городской департамент транспорта и связи по телефону 246-82-81.
Процентные отношения
Мотивы частных перевозчиков понятны: продавая обычные рулонные билеты, они стремятся экономить. С каждой транзакции, то есть с каждой операции по транспортной карте, оператор системы – в Нижнем Новгороде это компания «Ситикард» – взимает процент.
Если речь идёт о муниципальном транспорте, то оператор взимает 1,25 процента с каждой транзакции, когда пассажир расплачивается наличными деньгами, а кондуктор выдаёт билет посредством валидатора. За безналичный расчёт, при оплате бесконтактной банковской или транспортной картой оператор взимает четыре процента.
В случае с частными перевозчиками размер процента составляет коммерческую тайну, но сложно представить, что эти проценты у коммерсантов ниже, чем у дотационного муниципального транспорта.
Получается, что от наличной оплаты проезда перевозчики выигрывают, а вот преимущества пассажиров сомнительны. Многие уже обзавелись транспортными картами, но воспользоваться ими не могут.
– Мы уверены, что электронные проездные билеты, записываемые на транспортную карту, удобное и выгодное для пассажира средство оплаты проезда, – отметил директор компании «Ситикард», оператора автоматизированной системы оплаты проезда, Юрий Рябиков. – Принцип любого проездного простой: больше ездишь – меньше платишь. Транспортное предприятие также получает свою выгоду, не тратясь на печать бумажных носителей и значительно снижая риски всякого рода мошеннических действий. Но на своих автобусах в рамках одного маршрута перевозчик, конечно, вправе сам выбирать используемые инструменты для оплаты.
Кроме того, если водитель мухлюет с билетами, весь смысл фиксации выручки и отслеживания пассажиропотока, ради которых, в том числе, и внедряли АСКОП, сходит на нет.
В областном минтрансе и в администрации Нижнего Новгорода подчёркивают: по закону перевозчик должен обеспечить возможность безналичной оплаты проезда. Если он эту возможность не обеспечивает, то может быть лишён карты маршрута.