Site icon Нижегородская правда

Нижегородские первоклассники с расстройствами аутистического спектра впервые пойдут в общеобразовательную школу

1 сентября в Нижегородской области 54 ребенка с расстройствами аутистического спектра впервые пойдут в школу. "Особенные" дети будут учиться и социализироваться в 9 общеобразовательных школах.

 

Столь масштабный инклюзивный проект реализуется в регионе впервые. Раньше дети с расстройствами аутистического спектра учились дома или в специальных коррекционных школах. В этом году, благодаря реализации в регионе Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, принятой губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, появилась возможность обучать их в общеобразовательных школах.

"Создание образовательной среды для школьников с особыми образовательными потребностями - одна из серьезных и важных задач. Для ее решения создаются вариативные условия включения детей в общеобразовательную среду школы через создание ресурсных и автономных классов", - подчеркнул заместитель губернатора, министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов.

Подготовительный этап к открытию ресурсных классов занял около года. В преддверии 1 сентября педагоги проводят адаптационные индивидуальные занятия с детьми для того, чтобы включение в общеобразовательную среду прошло для них максимально комфортно.

"Мой ребенок завтра впервые идет в первый класс. В последние две недели мы ежедневно готовимся к школе, и за это время уже сформировалась привычка и к школьному классу, и к учителю. Несмотря на то, что мы с трехлетнего возраста посещаем коррекционные занятия, уроки в школе для моего ребенка имеют особое, уникальное значение, так как обеспечивают индивидуальный темп включения в учебный процесс, снижают стресс от изменений в режиме, повышают мотивацию к обучению", - рассказал папа "особенного" первоклассника Дмитрий Шитов.

Как отметил министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин, в работе с детьми с РАС важно сразу правильно выстроить образовательный процесс. Для этого необходимо тщательно провести диагностику познавательных возможностей и эмоциональных особенностей ребенка.

"Организовать это можно только в индивидуальном режиме. Кроме того, постепенная адаптация и подготовка к школьной среде позволит детям и родителям 1 сентября в полной мере насладиться праздником" - отмечают педагоги автономных классов.

Все они дважды прошли повышение квалификации по профилю инклюзивного образования за последние полгода.

"Высокий уровень компетенций педагогов - наиболее важный вопрос для нас. Организация работы в ресурсных классах - инновационный процесс. Поэтому, несмотря на наличие нескольких педагогических вузов в регионе, подготовка специалистов была доверена организациям, неоднократно апробировавшим программы этого узкого направления", - пояснил Сергей Злобин.

Для всего персонала школы проводятся семинары, направленные на информирование о РАС в целом и формирование толерантного отношения к "особенным" детям.

"Благоприятная социальная среда может принести даже большую пользу для ребенка с расстройством аутистического спектра по сравнению с учебной средой. Такую среду создают не оборудование и не методики, а люди. Часто нетерпимое отношение к людям с ментальными нарушениями является следствием не жестокости людей, а дефицита информации. Наша задача состоит в том, чтобы через информирование сделать социальную школьную среду наиболее толерантной", - отметила руководитель ресурсного центра по организации сопровождения детей с РАС Надежда Гусева.

Выбор школ, на базе которых открываются ресурсные и автономные классы, был самым ответственным шагом в этом процессе.

"У нас уже есть опыт в организации инклюзивного образования. У Борской средней школы №4, например, весьма успешная практика инклюзивного включения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс. Педагоги готовы им поделиться и прийти на помощь коллегам при возникновении сложностей", - подчеркнула начальник управления образованием г.о.г. Бор Людмила Алексеева.

Напомним, в апреле 2019 года полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров предложил создать в Приволжском федеральном округе новый общественный проект, направленный на максимально раннее выявление и сопровождение людей с особенностями ментального развития.

Отметим, что мероприятия региональной Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями проходят в рамках реализации поручений Президента РФ Владимира Путина по развитию системы социальной реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью.

Ранее сообщалось, что во время онлайн-общения с Натальей Водяновой, основателем благотворительного фонда "Обнаженные сердца", губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщил, что "есть планы по созданию центра для детей с подобными расстройствами" в регионе. "Хочется, чтобы Нижегородская область была передовой в этом вопросе", - подчеркнул Глеб Никитин.

Exit mobile version