Site icon Нижегородская правда

Нижегородские учёные создали автомобиль, который управляется силой мысли

Фото Юрий Правдин

В Нижнем Новгороде учёные изобрели автомобиль будущего. Управлять им можно будет без рук, с помощью силы мысли. Уникальную машину можно будет увидеть на нижегородских дорогах через три-четыре года.

Поехали!

Внешне нейромобиль – так неформально называют своё изобретение нижегородские учёные – напоминает распространённый «каблук» «Пежо Партнёр». Правда, внутри салона всего три места: одно для водителя и два откидных сзади – для пассажиров. В тестовом варианте электромобиля есть руль и рычаг «газ-тормоз» на передней панели. В окончательном варианте не будет ни руля, ни привычных педалей. Только цифровая панель на лобовом стекле – связь между водителем и системами управления автомобилем.

Такое необычное обустройство салона связано с тем, что машина рассчитана на людей с ограниченной мобильностью, которые не могут двигаться после ДТП, серьёзных травм позвоночника и инсультов. Основная дверь – задняя. Одно нажатие кнопки – дверь поднимается вверх, задняя часть автомобиля опускается, выезжает пандус, и водитель может спокойно заехать внутрь.

Во время движения специальная система считывает сигналы мозга и перерабатывает их в электрические команды. Сенсоры встроены в каркас машины. Стоит только подумать, например, о повороте направо, как машина тут же поедет в нужном направлении. Система управления будет анализировать траекторию соседних транспортных средств, работу светофоров, предугадывать потенциально опасные моменты и помогать водителю выполнять правильные манёвры.

– Сейчас активно развивается направление автопилотирования, когда компьютер принимает решения, а человек в этом не участвует, – объясняет Василий Миронов, руководитель лаборатории интеллектуальных биомехатронных технологий ННГУ им Лобачевского. – У таких разработок есть сторонники, противники, которые называют много недостатков. К примеру, в условиях российских дорог будет очень сложно использовать эти автомобили. Малейший снег, который запорошит дорожную разметку, приведёт к затруднениям в его работе. Поэтому контроль со стороны человека сохраняться должен. Но при этом компьютер с его вычислительными возможностями может оказать большую поддержку человеку для его управления. Мы решили пойти по этому пути – создать гибридную систему. Машина, напичканная разными сенсорами, анализирует всё, что происходит вокруг. В салоне будут предусмотрены средства, которые визуализируют варианты движений. Это будет набор проекторов, передающих сигнал на лобовое стекло.

В результате там появятся голограммы, изображающие поворот налево, направо, задний ход и тому подобное, из которых водитель сможет выбрать нужный вариант.

Колёса везения

Скорость в автомобиле будет ограничена – не больше 60 километров час. Но этого вполне хватит для езды по городу и за его пределами.

– Большие скорости – проблема, – признаётся Василий Миронов. – Поскольку в процессе езды происходит большое количество вычисления алгоритмов, это занимает некоторое время. Если это время становится слишком большим, то система просто не успевает реагировать на изменения. А значит, может произойти потенциально аварийная ситуация.

Нейромобиль – на электрическом управлении. Одной зарядки должно хватить на 200 километров. После этого подзарядить автомобиль можно будет от обычной розетки.

– Если пойти по западному пути, параллельно с автомобилем придётся развивать инфраструктуру, – говорит Василий Миронов. – Представляете, для заправок наших автомобилей есть бензозаправки. А в западных странах существуют зарядные станции для электромобилей. Но непонятно, сколько времени пройдёт, чтобы и у нас внедрилось что-то похожее.

Стоимость нейромобиля, по предварительным расчётам, будет сопоставима с самыми бюджетными седанами – от 550 тысяч рублей. Для сравнения: у одного из популярных электромобилей мира Nissan Leaf запас хода на одной зарядке составляет всего 175 км, при этом купить его в России можно не менее чем за полтора миллиона рублей.

В ближайшие полтора года учёные будут доводить электрокар до ума. Ещё пару лет понадобится на его подготовку к серийному производству. Если все испытания пройдут нормально, то в 2021 году автомобиль, управляемый силой мысли, можно будет увидеть на нижегородских дорогах.

МЕЖДУ ТЕМ. 

На международной выставке потребительской электроники, прошедшей недавно в Лас-Вегасе, компания «Ниссан» представила концепт Brain-to-Vehicle (B2V), который управляется силой мысли. Как рассказали представители японского бренда, технология интерпретирует сигналы, поступающие от мозга водителя, чтобы помочь ему в управлении автомобилем. От разработки нижегородских учёных японская машина отличается тем, что в ней всё-таки предполагается руль управления. Нижегородский нейромобиль сможет обходиться без руля.

Попытки создать автомобиль на мысленном управлении в мире случались и раньше. Ещё в 2011 году немецкие инженеры из лаборатории AutoNOMOS продемонстрировали программу, которая превращала обычный Volkswagen Passat в автономное транспортное средство, подчиняющееся командам мозга. Однако дальше пары экспериментов дело не сдвинулось.

Год назад похожий эксперимент провела компания Hyundai. Правда, система управления автомобилем была сильно упрощена: позитивные мысли активировали педаль газа, а негативные и отвлечённые – тормоз. А разработка носила, по-видимому, исключительно рекламный характер.

Exit mobile version