Нижегородские врачи спасли пациента после клинической смерти
Газета "Нижегородская правда" №53 от 03.07.2019
Подписка на газетуУдивительная история, похожая на сказку, произошла в нижегородской кардиохирургической больнице. Врачи вернули к жизни умершего прямо у шлагбаума кардиоцентра 68 – летнего мужчину, который шёл на обычный плановый приём кардиолога. Клиническая смерть длилась более часа, но медикам удалось сделать невозможное.
Упал и умер
Житель посёлка Новосмолино Володарского района Вачаган Арабачян – художник-самоучка, рисует прекрасные пейзажи. На плановый приём в кардиоцентр он шёл в сопровождении дочери: у него был атеросклероз нижних конечностей, сильно болели ноги. Опаздывал, нервничал… До врача он не дошёл – упал прямо у контрольно-пропускного пункта кардиоцентра и умер. В это время с ночной смены возвращался реаниматолог-анестезиолог кардиохирургической больницы Алексей Мясников.
«Я услышал женские крики о помощи», – рассказывает доктор Мясников. – «Увидел лежавшего на газоне мужчину без сознания. Оказалось, у него уже было состояние клинической смерти. Начал делать ему непрямой массаж сердца. В это время охранник вызвал по рации заведующего приёмным отделением и дежурного реаниматолога».
Десять-пятнадцать минут пациенту пытались «завести» сердце на улице, затем, продолжая проводить реанимационные действия, на каталке доставили его в реанимационное отделение.
От сердца к сердцу
По регламенту, реанимационные действия проводятся не более тридцати минут. По факту, врачи борются за жизнь человека, пока есть хоть малейшая надежда. Сердечная деятельность пациента то восстанавливалась, то опять прекращалась, но медики продолжали бороться за его жизнь. Реаниматологи не отступали один час и пять минут – ровно столько времени потребовалось для того, чтобы восстановить сердечную деятельность.
Через 1 час 25 минут от момента развития клинической смерти больной был доставлен в рентген-хирургическую операционную.
«Клиническая смерть у больного возникла из-за того, что прекратился кровоток по коронарным артериям, сердце перестало гнать кровь по сосудам организма», – поясняет главный врач нижегородской кардиохирургической больницы Антон Максимов. – «В результате проведенной коронарографии было установлено, что закупорены две самые крупные и значимые коронарные артерии. Позже выяснилось, что пациент лет двадцать назад перенес инфаркт на ногах, к врачам тогда не обращался».
Пациенту было проведено стентирование, кровоток восстановлен. Одновременно в аорту ему было установлено устройство для поддержки кровообращения – внутриаортальный баллонный контрпульсатор. После операции мужчина трое суток провёл в отделении реанимации на искусственной вентиляции лёгких и с искусственной поддержкой кровообращения.
Сам спас девять жизней
Сейчас жизни Вачагана Арабачяна ничто не угрожает. Мы пообщались с пациентом в палате кардиохирургической больницы, где ему проводят восстановительное лечение.
«Когда меня начали реанимировать, я уже умер», – рассказывает спасённый. – «Говорят, в момент клинической смерти люди видят тоннель и свет в его конце – но я ничего подобного не видел. Последнее, что помню – как дошел до шлагбаума, дальше – полная темнота… Очнулся уже в больнице».
А его жена Нелли, которая теперь не отходит от постели супруга, добавляет:
«Может, ему была подарена вторая жизнь за то, что сам он спас от смерти девять человек? Когда мы жили в Армении, он десять лет работал спасателем в зоне пляжного отдыха в городе Ванадзор».
Как считают сами врачи, случай действительно уникален. Здесь сошлось всё: и то, что в критический момент рядом оказался реаниматолог, и упорство медиков реанимационного отделения, которые продолжали спасать жизнь человека, вдвое превысив рекомендованные сроки проведения реанимации, и профессионализм хирургов.
«Сердце – орган, который не прощает промедления», – констатируют кардиологи. – «Если точка невозврата от момента остановки сердца пройдена, человека уже не спасти».
Теперь, как говорит Вачаган Арабачян, он заново переосмыслит всю свою жизнь. И обязательно нарисует картину, посвящённую своему удивительному спасению.