Мы продолжаем наш проект «Читаем Пушкина», и сегодня наш гость – актёр Нижегородского театра юного зрителя Иван Пилявский, которого можно увидеть в Болдине в образе поэта.
Для прочтения он выбрал одно из самых глубоких и мистических стихотворений Александра Сергеевича «Сцена из Фауста», перевоплотившись в обоих гётевских героев – Фауста и Мефистофеля.
«Мама очень хотела, чтобы я много читал и знал русскую литературу, так что с творчеством Пушкина я познакомился лет в пять. Но долго у меня к нему было холодное отношение – когда я учился в школе, в 90‑е годы, за любовь к поэзии в нашем микрорайоне можно было отхватить за гаражами, – вспоминает актёр. – По-настоящему я открыл для себя Пушкина уже в театральном училище.
Помню отрывок из «Бориса Годунова», который я читал. И с тех пор я чувствую, что какая-то частичка поэта всегда со мной, оберегает меня, ведёт вперёд, даёт талант! И то, что я играю самого Александра Сергеевича, часть этой связи.
Очень запомнился мне день, когда в Болдине открывался новый культурный центр. Тогда меня пригласили туда сыграть Пушкина, было много мероприятий, и меня поразила лекция пушкиниста Александра Архангельского, записи которой я храню до сих пор. Бывал я Пушкиным там и позже, вместе с женой Дарьей, которая сыграла Наталью Николаевну, хотя на самом деле Наталья в Болдине, конечно, не была. И запомнился вечер после репетиции, когда мы пришли к пушкинской усадьбе. Она была уже закрыта, я смотрел через забор и увидел, как кто-то закрыл занавеску! Я не сумасшедший, понимаю, что это дорисовало моё воображение, но ощущения были потрясающими. Я прочувствовал, что Пушкин там был и по этой земле ходил!
Что же касается отрывка для проекта, «Сцены из Фауста», то я его читал в ГИТИСе, разбирая каждое слово со своим педагогом. Я его очень хорошо понял, прочувствовал и давно мечтал прочитать снова, но уже не на экзамене, чтобы отдать зрителям всё то, о чём я думал, изучая это стихотворение. В нём есть удивительная двойственность, которая была присуща и самому Пушкину. И, наверное, каждый, кто познакомится с этим произведением, найдёт в нём свои смыслы».