Нижегородский маршрут Ивана Грозного
460 лет назад царь Иван IV предпринял поход на Казанское ханство. В июле 1552 года по пути на Восток его войско вступило в нижегородские пределы. Гость «Отчины» — историк Александр Горбунов. — Александр Иванович, как царское войско оказалось на земле нижегородской? — Поход 1552 года был четвертым. Три предыдущих, 1546, 1547 и 1550 годов, проходили через Нижний Новгород. Маршрут четвертого пролегал через Коломну, Владимир, Муроми далее по южным районам нашей области. От Мурома царская рать двигалась вдоль рек Теши и Пьяны. Одновременно из Касимова с городецкими князьями и местными татарами шло второе войско во главе с князем Як-СеитЧеревсеевым, чтобы соединиться с главными силами у слияния рек Ежатии Пьяны. Встреча произошла у современного села Юрьево Гагинского района. — В чем для нас значение этого похода? — В том, что он положил начало многим городам и весям Нижегородского края. Царю Ивану Васильевичу обязаны возникновением Арзамас, Ардатов,Горбатов, Княгинино, Воротынец, Большое Мурашкино, Дивеево, другиепоселения, храмы, монастыри. — Как это происходило? — После переправы через Окуу современного Навашина рать двинулась на Саконский лес и в 30 верстахот Мурома остановилась на ночлег. Это был первый стан в лесу на рекеВелетьме, возле села Саваслейка. Второй был у Шилокши (Кулебакскийрайон), третий — у Сакон, ближе к нынешнему Ардатову. На царских вратахсуществовавшей здесь ранее церкви была надпись: «Здесь был царь ИванВасильевич 24 июля 1552 года». Всего станов на пути следования главнойрати через нижегородскую землю было десять. Последний, на речке Медянке, устранили в районе нынешнего села Сеченово. До 1945 года село так и называлось — ТеплыйСтан, поскольку здесь во время стоянки, по преданию, была теплая погода. На месте пятого стана в XIV векерасполагалось село Ивановское, названное так в память о переправеИоанновой рати через Тешу. На месте нынешнего Арзамаса царь заложил храм во имя Воскресения Христова (нынеВоскресенский собор), а также крепость, включающую в себя «город»из толстых бревен с одиннадцатью сторожевыми башнями и болеезначительную по размерам остроконечную изгородь. — Правда ли, что за власть московского царя в Поволжье сражались многие «инородцы», включая татар? — Основание и названия поселений Ардатов, Кужендеево, Ризадеево, Сыресево, Хрипуново связывают с именами мордвинов, сопровождавших царское войско или участвовавших во взятии Казани и получивших за ратные заслуги земли. Государь щедро наградилпроводника Ардатку землей, на которой тот основал поселение, ставшеевпоследствии уездным городом Ардатовом. Татарских военачальников«касимовского» войска братьев Исенея и Дивея Мокшевых царь возвелв княжеское достоинство. Бывший мурза Дивей получил также впоследствииправо собирать ясак и вершить суд над мордовским населением.Образовавшееся здесь русское поселение стало именоваться Дивеевом.Русские поселенцы обосновывались и на других мордовских землях вдоль«казанского маршрута». Они занимались землепашеством, несли дозорную службу. Так возникли села Смирново, Большое Череватово,Сыресево, Томяшево, Выползово, Шатки и другие. Для укрепления Арзамасацарь оставил 600 казаков на поселение в районе села Выездное, которое прежде именовалось Казачьей выездной слободой. — Каким было отношение к походам Грозного коренного населения Поволжья в целом? — В те времена Московское государство подвергалось разорению казанскими и крымскими ордами. Поселениявыжигались, мужчины истреблялись, женщины и дети уводились в плен. В Казани существовали крупнейшие невольничьи рынки. Но там были и сторонники сближения с Москвой. Другая же частьтатарской знати ориентировалась на Крым, зависимый от Турции.В 1551 году был подписан договор о присоединении Казанского ханствак Русскому государству на правах конфедерации, при сохранении ислама как полноправной религии татар и при царе-мусульманине. Таким образом, «империалистическая»концепция политики Ивана Грозного на Востоке не выдерживает серьезнойкритики. Она диктовалась, прежде всего, нуждами обороны государстваот соседей-хищников и в целом носила характер мирной колонизациина основе национальной и религиозной терпимости.Из Казани было освобождено более ста тысяч пленников. Однако татарские мурзы, служившие царю, подняли мятеж. Летописи сообщают, что местное население радушно встречало царских ратников, доставляя им «хлеб и люд и говяды… и мосты на реках делаху и везде станы строити бяху».