Что такое жизнь? Что такое любовь? Что такое счастье? Эти философские вопросы затрагивает новая постановка Нижегородского театра драмы «Пряничная леди». В условиях пандемии и мирового кризиса классическая пьеса приобрела совершенно неожиданное звучание.
История жизни
Знаменитую пьесу Нила Саймона поставил режиссёр Дмитрий Бурханкин, знакомый поклонникам театра по спектаклю «Продавец дождя». И снова в центре его диалога со зрителем история женщины и поисках счастья. Но ещё более жестокая и трагичная. Роль знаменитой, но полузабытой певицы Эви Меара, утопившей славу, любовь и счастье в спиртном, блистательно сыграла Елена Суродейкина.
То остроумная и игривая, то отчаявшаяся, то полная надежд – каждая эмоция её героини настолько точна и глубока, что невольно ощущаешь её из зала и вдруг понимаешь, что Эви – это каждый из нас вне зависимости от того, случалось ли в жизни то, что довелось пережить ей. А впрочем, кому из зрителей не доводилось терять близких, переживать предательство и непонимание, мучительно искать пути выхода. И иногда при взгляде на сцену даже становится страшно, так искренне и понятно показана безысходность и отчаяние героини.
Елена Суродейкина, великолепная во всех своих ролях, на этот раз превзошла саму себя, перейдя на какой-то недостижимый уровень правды, которая ужасает и одновременно приводит в восторг. Вместе с её героиней зритель возвращается в уютную квартирку, в которой после лечения в наркологической клинике Эви пытается начать жизнь заново, но убеждается, что изменить себя практически нереально. Даже тогда, когда рядом родные и близкие люди – дочь, подруга и мужчина, который готов на всё ради одного её взгляда и слова.
Великолепная пятёрка
Простая на первый взгляд история постоянно ветвится и разрастается, открывая всё новые грани героев и их судеб. В пьесе всего пять персонажей, но каждый из них – отдельная история жизни. И все актёры находят внутреннее оправдание своим героям, ту единственно правильную интонацию, которая бьёт точно в цель и позволяет зрителю безоговорочно верить происходящему на сцене. Джимми (Алексей Хореняк) с каждой сценой раскрывается всё больше и больше. В роли актёра-неудачника, готового на всё, чтобы получить роль, и в то же время преданного своей любви и высоким принципам, Хореняк находит и юмор, и нежность, и силу, и даже смелость, которую вроде бы странно ожидать от его героя. Этот путь зрители проходят вместе с ним, сочувствуя ему и заражаясь этой силой.
Порхающая по жизни красавица бабочка актриса Тоби (Юлия Муранова) тоже оказывается вовсе не такой, какой кажется поначалу. И внутреннюю боль, и опустошённость своей героини актриса показывает в самом неприглядном и правдивом свете. И от этого становится жутко. Так ли нужна красота, когда она не приносит счастья?
Всю это безнадёжность уравновешивает дочь героини – Полли. Эта сложная роль досталась Маргарите Баголей, и она ничуть не проигрывает своим опытным партнёрам по сцене. Борьба за мать, за её любовь, за право обрести дом и семейное тепло настолько пронзительна, что никого не оставит равнодушным. Трогательный момент, когда она показывает маме подарок, который та подарила ей много лет назад, – коробку из-под пряничного домика, где жила пряничная леди, – пробирает до мурашек. Теперь там только крошки, из которых мать и дочь должны создать для себя новый мир. А удастся ли им это – большой вопрос.
Даже небольшая роль посыльного Мануэля, сыгранная Рустамом Абдряхимовым, – цельная история, в которой можно узнать безошибочно сыгранный портрет рассыльного, который волею случая знакомится с самыми разными людьми. И узнаёт их самые потаённые мысли, которые никто не скрывает от маленького человека, входящего в жизнь всего на пару минут, нужных для доставки еды. Сейчас, когда доставка еды для многих изолированных в своих домах людей стала единственным развлечением, этот образ приобрёл ещё большую значимость, о которой во время постановки никто и подумать не мог…
В поисках выхода
Сценография спектакля – совместный труд художника-постановщика Бориса Шлямина и художника по свету Лоры Максимовой. Вместе они создали на сцене иллюзорный мир – красивый, завораживающий и хрупкий, как тот пряничный домик, который бережно хранит дочь героини, скрываясь в вымышленном мире от жестокости и холодности настоящего. Сможет ли в итоге мать подарить дочери настоящий, а не хрупкий мир, и сможет ли не разрушить его, каждый зритель додумывает сам. Позитивный увидит свет в конце туннеля для всех героев пьесы и поверит в то, что они преодолеют все преграды и обретут мир, любовь и счастье. А у отчаявшегося эта история может отнять последние надежды. А может, и напротив, даст силы бороться и искать выход.
И пусть он найдётся, тем более сейчас, когда всем нам это так необходимо.