Site icon Нижегородская правда

Нижегородский театр «Комедiя» выпустил премьеру «Город Глупов. Подслушано»

Нижегородский театр «Комедiя» на малой сцене представил зрителям необычный спектакль «Город Глупов. Подслушано». В него режиссёр Андрей Богданов объединил три самые известные сказки Михаила Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Карась-идеалист».

 

Это не классический спектакль. Он близок к площадному театру с его вертепом, балаганом и лубком, которые столетиями веселили посетителей ярмарок. Накануне Масленой недели он смотрится вполне уместно – весело, задорно и фольклорно. С игрой на народных инструментах, частушками на грани фола и залихватскими танцами. А за всеми этими весёлыми скоморошинами скрывается глубокий смысл сатирических сказок классика.

Художник Оганес Айрапетян создал в камерном пространстве малой сцены мир, в котором главные герои – масленичные скоморохи Коза и Медведь – смешат публику. Компанию им составили забавный Лесовик на котурнах (вид театральной обуви с очень толстой подошвой и высокими каблуками) и волшебная Щука в наряде Василисы Прекрасной.

Но несмотря на балаганную видимость, спектакль получился совсем не детский. Аллюзий в нём множество. И разгадывает их каждый зритель в меру своей насмотренности, то тут, то там открывая для себя оттенки смыслов.

Режиссёр через знакомые образы пытался показать людские ошибки и пороки. А заодно каждому герою придумал забавные штрихи.

С изяществом Пискарь (Максим Михалёв) постоянно перебирает пальцами в воздухе – словно маленький плавничок колышется в прозрачной речной воде! Перед зрителем разыгрывается его история, юного пескарика, настолько запуганного родителями, что он всю жизнь прожил в своей норке, боясь лишний раз показаться на свет. Бессмысленное долголетие и устрашающее одиночество. Почти 200 лет прошло с момента написания этой сказки, а инфантилов не стало меньше… Сатира позапрошлого века показывает нам наших современников.

А вот проснувшиеся на острове генералы в парадных мундирах и игривых семейных трусах в сердечки вместо штанов. Оказалось, что военачальники не в состоянии раздобыть пищу. «Признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», – изрекает один из них. Но становится не смешно, когда читаешь в новостях, как охотник спас экспедицию, которая умирала с голоду на берегу кишащей рыбой реки, несмотря на полный арсенал оружия и рыболовных снастей. И вот уже Мужик (Алексей Капралов) на собственноручно выстроенном корабле отправляет откормленных генералов в столицу, где они снова будут пить кофе с булочками, не задумываясь о труде всех тех, кто всё это обеспечивает.

А спор Карася (Максим Михалёв) с Ершом (Дмитрий Поженский) так и вовсе вне времени, как и финал диспута Карася со Щукой (Мария Оболенская). Она бы и рада проявить добродетель, но всему есть предел. Вот такой вот получился спектакль, просто рассказавший о сложном, а для кого-то ещё и открывший искрящиеся юмором строки главного сатирика Российской империи Михаила Салтыкова-Щедрина.

16+

Exit mobile version