Нижегородку Татьяну Панову знают многие. Во-первых, врач-акушер с именем, которая помогла появиться на свет тысячам нижегородцев. Во-вторых, заботливая мама, которая в одиночку воспитывает четверых детей. А совсем недавно Татьяна Панова выпустила книгу «Рождение космоса: исповедь акушера». Сборник трогательных рассказов, от которых мурашки бегут по коже, мгновенно стал бестселлером. Впрочем, жизнь самой Татьяны Вадимовны также достойна того, чтобы ей посвятили целый роман...
С головой в работу
День Татьяны Пановой расписан буквально по минутам. С самого утра – приёмы, консультации, роды, операции. Возглавлять отделение патологии беременности в перинатальном центре при больнице №40 непросто. Сюда обычно попадают нижегородки, у которых сложно протекает беременность, есть серьёзные заболевания, которые угрожают здоровью ребёнка и будущей мамы. Иногда речь идёт о жизни и смерти.
Откровенные истории о своей работе и пациентах вошли в книгу «Рождение космоса: исповедь акушера», которая вышла совсем недавно.
– Последние лет десять я писала рассказы, зарисовки, – сначала для себя, потом в социальных сетях, – рассказывает Татьяна Панова. – Стали приходить отклики и кто-то из читателей предложил: вам надо написать книгу! Три года я вынашивала эту идею, и, наконец, всё сложилось.
Большая часть книги – случаи из медицинской практики. Истории, от которых замирает сердце.
«В соседний бокс привезли женщину в потугах. Крик просто душераздирающий. Выясняю: вторые роды, первый ребенок умер в родах. Слушаю живот, в ожидаемом месте ничего нет, перемещаю трубку чуть ниже – опять ничего. «Тише!» Все замирают. Беру доптон, но аппарат только трещит – ничего похожего на сердцебиение..
«Что-то не так?» – спрашивает между криками женщина. Тут начинается очередная потуга, и на стол выплескиваются черные воды. Все становится ясно. Последняя потуга, и безжизненное тельце лежит на пеленке: ребенок погиб несколько дней назад. Женщина кричит в ужасе: «Он же утром шевелился! Сделайте что-нибудь! Оживите его!» – «Это невозможно. Нам очень жаль».
Человеческие трагедии и отчаяние, надежды и слёзы радости – всё это тесно переплетается в книге Татьяны Пановой. В конечном итоге все события связаны с самым радостным и важным событием в жизни человека – рождением ребёнка.
– Рождение человека – настолько уникальное событие, что о каждом случае можно рассказывать как о каком-то особенном, – говорит Татьяна Вадимовна. – Рождение ребенка – это рождение космоса, чего-то большого, несущего в себе огромный потенциал. Это как выход энергии. Энергии, которая позволяет врачам работать дальше.
«Не успеваю выйти из бокса – звонок из палаты беременных: отошли воды, схватки у тройни, срок 28 недель. Через 25 минут три крошечных малыша пищат на обогреваемом столе. Их мама плачет от счастья, не обращая внимания на продолжающуюся операцию: у нее за спиной бесплодие 10 лет, три неудачных попытки ЭКО, это четвертое».
В названии книги не зря есть слово «исповедь». Это исповедь о самом сокровенном для автора. Например, рассказ под названием «Простить» – душераздирающая история о том, как во время родов умерла женщина. Страшный диагноз – тромбоэмболия. Мальчик родился здоровым, а мама умерла на столе.
«Я хочу просить прощения у Тани, – пишет Татьяна Панова. – Она умерла у меня на операционном столе. Я не спасла ее, не успела. Я не думала, что она погибнет вот так, просто заснет в наркозе и не проснется… Всего несколько минут назад я говорила с ней, она рассказывала мне о своей жизни, она ждала ребенка, а сейчас я стояла над мертвым телом, замерев от ужаса, считая секунды между разрядами дефибриллятора… Разряд… тишина… разряд… тишина…».
Семейные ценности
После тяжёлых суток, если нет ночного дежурства, Татьяна Вадимовна спешит домой. Там маму Таню ждут четверо детей: старший сын Александр, которому 16, двойняшки Миша и Маша и самый младший Вова, который появился в семье три года назад.
С его появлением также связана интересная история. Дело в том, что Вовка – приёмный ребёнок. Его родители неизвестны. Однажды глубокой осенью коробку с младенцем подбросили к мусорным контейнерам возле одной из нижегородских больниц. К счастью, новорожденного нашли медики, а через несколько месяцев он попал в дружную семью Пановых.
Татьяна Вадимовна не скрывает, что многие не поняли её выбора. Женщина за сорок, которая одна воспитывала троих детей, постоянно занятая на работе решается усыновить ребёнка. Зачем?
– Знаете, эта мысль появляется где-то глубоко внутри и уже не дает спокойно спать, работать, жить, – признаётся Татьяна Панова. – Мысль о том, что ты что-то не сделал очень важное, очень нужное, возможно, самое главное. Это приходит однажды и больше не отпускает.
По словам Татьяны Вадимовны, в детстве она никогда не хотела много детей. Одного-двоих – и достаточно.
– И когда родились двойняшки, возникло ощущение что я уже не могу брать всех на руки одновременно, – вспоминает она. – Стало понятно, что в эту структуру семьи можно вписать еще детей, которые будут получать ту же любовь и внимание. Чем больше детей, тем интереснее развиваться. Дети мои тоже изменились с приходом Вовки. Все с ним занимаются, а старший сын вообще испытывает отцовские чувства! Они его любят и не делают никаких различий между «родной»- «неродной».
При первом осмотре в детском доме она обратила внимание на синяки на коленках Вовки. Главврач пожала плечами и не смогла объяснить их происхождение. Присмотревшись дома, Татьяна заметила, что сын гладил себя по головке перед сном, стучал ногой по полу и бил себя по коленке рукой с такой силой, что все коленки были в синяках. (Если бы я не знала, что это, то приняла бы за проявление психопатии типа аутизма.) Но оказалось, что Вовка так просто заменял тактильные ощущения, которых ему не хватало от меня. Чем дольше нет мамы – тем хуже могут быть проявления. И это всего 5 месяцев! Что бы было через год-два – делится Татьяна.
Свободное время у нее появляется только после 23 часов.
Всех уложила спать, дела по дому сделала, и появилось время на свои любимые дела – пописать, почитать, порисовать, посидеть в интернете, – привычно улыбается Татьяна Вадимовна. – Остальное время посвящено детям, урокам, ежедневным заботам. По выходным мы вместе гуляем, общаемся, играем в настольные игры, ходим в кино. Зимой ездим отдыхать на турбазу, летом – на дачу в деревню.
По словам Татьяны Пановой, несмотря на то что времени на себя остаётся катастрофически мало, обделённой себя она не считает. Ведь из этих ежедневных радостей и трудностей, семейных посиделок и забот и состоит настоящая жизнь.