На смену дачной амнистии придёт гаражная. Соответствующий законопроект разработали в Минэкономразвития России совместно со специалистами Росреестра. А это значит, что свои гаражи узаконят россияне, которые не могли сделать этого прежде в силу отсутствия определённых документов. Точное число тех, кто получит право легализовать дома для железных коней, пока неизвестно. Но по предварительным данным, речь идёт о нескольких миллионах человек.
Попали в самовольщики?
Вопрос о гаражной амнистии назрел давно. Вот уже полтора десятка лет то тут, то там возникают конфликты. Люди, которые годами владели гаражами, вдруг оказываются бесправными. В лучшем случае им предлагают забрать своё имущество из строений и удалиться, в худшем – снести гараж за свой счёт. О компенсациях и речи нет. А всё потому, что не оформлено право собственности. При этом люди могли состоять в гаражных кооперативах десятилетиями, иметь на руках документы о выплате пая, какие-то распоряжения администрации, выданные в 80–90-е годы прошлого века. Однако узаконить такие гаражи всё равно было непросто из-за бумажных коллизий.
Достаточно вспомнить историю гаражного кооператива «Надежда-К» на улице Ванеева в Нижнем Новгороде. Эта история случилась в конце 2005 – начале 2006 годов. Тогда под раздачу попало больше тысячи человек. По словам владельцев гаражей, ещё в 1979 году они получили разрешение Горьковского горисполкома создать именно на этом участке гаражный кооператив.
Четверть века они занимали территорию, как им казалось, на законных основаниях. Однако в начале 2004 года участок передали инвестору под застройку. Оказалось, что земля находится в собственности администрации города, и ни физическим, ни юридическим лицам не предоставлялась. Так больше тысячи человек оказались самовольщиками. Их гаражи сносили по судебным решениям.
Конфликт интересов
А вот уже более свежая история – в 2015 году обострился гаражный конфликт на улице Щербакова в Сормовском районе. Там под угрозой сноса оказалось около 600 гаражей, построенных в середине 90-х. Участок в 3,5 гектара отдали передовикам производства для создания гаражного кооператива. Однако спустя два десятка лет в один прекрасный день люди обнаружили на своих гаражах объявления о том, что они должны снести строения за свой счёт. Сормовичи пригласили средства массовой информации, чтобы громко заявить о том, что землю им выделяли, сами они ничего не застраивали, имеются соответствующие документы.
Доказывать свою правоту пришлось в суде. На данный момент кооператив на месте. Но это, скорее, счастливое исключение в череде гаражных конфликтов.
В 2019 году в микрорайоне Гордеевский произошёл вовсе вопиющий случай. Там проблемы у гаражного кооператива возникли, когда у стоящего рядом заброшенного здания появился новый хозяин. Чудесным образом в его собственности оказалось не только здание, но и ещё кусок земли по соседству. На участке – 12 гаражей кооператива. Все они пошли под снос. А всё потому, что на руках не было бумаг, подтверждающих право на собственность.
– У меня гараж в кооперативе Московского района, – рассказывает автовладелец Игорь Панин. – Пользуюсь им лет 30. Проблем никогда не было. Но при этом я прекрасно понимаю: если место под гаражным кооперативом кому-то потребуется, то доказать, что у нас не самострой, будет очень непросто.
Гаражная амнистия как раз должна быть в помощь таким автовладельцам.
На законных основаниях
– Основная цель проекта – комплексное и системное регулирование вопросов правового статуса и деятельности гаражных и гаражно-строительных кооперативов, – отмечают в Росреестре Нижегородской области. – Предполагается, что с принятием закона у россиян, не имеющих документов на гаражи, появится возможность оформить их в собственность и приобрести участок под ними. В настоящее время законодательство не содержит отдельного специального нормативного правового акта по урегулированию этого вопроса.
Более того, в законодательстве даже отсутствуют такие понятия, как «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».
– По данным Единого государственного реестра недвижимости в стране 4 миллиона гаражей. Каково количество неоформленных объектов, никому не известно. Как правило, у фактических владельцев есть проблемы с постановкой на учёт. Гаражно-строительные кооперативы возникали ещё в советское время. У кого-то земля не оформлена, у кого-то участок был выделен предприятием, но нет документов, –- отмечает Виктория Абрамченко, заместитель председателя Правительства России.
Конечно, далеко не каждый гараж можно будет узаконить. Легализовать строения смогут только те, кто получил или возвёл их в советское или постсоветское время – до вступления в силу Градостроительного кодекса, то есть до 2004 года. Гаражи должны быть построены на муниципальной земле, и, главное, человек обязан подтвердить своё право владения этой недвижимостью.
Доказательством могут служить выплата пая в гаражном кооперативе, бумага о распределении земли органами местной власти или предприятием, чеки о внесённых платежах за эксплуатацию, документы из бюро технической инвентаризации.
Юристы отмечают, что объекты, оформленные надлежащим образом, можно будет продать, подарить, завещать.
– А в бюджет начнут поступать дополнительные платежи, которые ранее государство недополучало. Ведь объекты недвижимости фактически существовали, но не являлись объектами налогообложения, – считает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Гаражную амнистию могут объявить уже в 2021 году.