Нижний — Тула и обратно
12 апреля завершились обменные гастроли двух старейших российских театров — Нижегородского академической драмы в Туле, и Тульского академического драмы — в Нижнем Новгороде. Гастроли по праву названы «большими», ибо 12 гастрольных дней — срок достаточный по нынешним временам, чтобы по достоинству оценить художественный уровень гостей. И в полной мере ощутить радость общения с новой зрительской аудиторией. Спектакли обоих театров вызвали живой интерес публики. Все представления нижегородской труппы прошли с неизменными аншлагами. Губернатор Тульской области устроил прием для коллектива нижегородцев, на котором вручил Почетную грамоту и подарок театру. Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев побывал на одном из спектаклей Тульского театра, поблагодарил артистов и преподнес в качестве сувенира большую хохломскую напольную вазу. Гастроли у нас Тульского театра стали своеобразным творческим отчетом художественного руководителя коллектива — народного артиста России Александра Иосифовича Попова, вот уже двадцать лет стоящего во главе труппы. Эта верность как и уважение традиций русского психологического театра дорогого стоят. — Я не оригинален, традиционен, всегда ставлю автора. Так меня учили мои учителя Г. А. Товстоногов и А. И. Кацман, — признается Попов. Гастрольная афиша включала спектакли по русской классике и ударные, в расчете на массового зрителя зарубежные комедии. Так, Лев Толстой сменялся на следующий вечер легковесной пьесой «Цветок кактуса», а Островский соседствовал с непритязательным творением с музыкой и куплетами «Обманщица». Хотя Тульский театр носит имя М. Горького, подлинным брендом его следует считать произведения великого земляка Льва Толстого. Не случайно Попов в разные годы поставил на этой сцене — «Анну Каренину», «Два гусара», «Семейное счастие» и, наконец, «Страсти по Никите», которыми и открылись у нас гастроли. Созданная почти сто тридцать лет назад драма «Власть тьмы» сегодня страшным образом зазвучала актуально — ведь волна детоубийств захлестнула мир. В спектакль погружаешься, словно в бездну, всей душой сопереживая героям. Изменив авторское название «Власть тьмы» на «Страсти по Никите», режиссер потеснил стариков и вывел на первый план молодых героев с их бурными страстями, греховными желаниями. И как прозрение, как позднее раскаяние звучат слова Никиты в сцене, открывающей и венчающей спектакль: «Мир православный! Виноват я, каяться хочу!» Самое сильное впечатление оставляет талантливый молодой актер Борис Бороздин в заглавной роли. Жаль, что репертуар гастролей не позволил нам увидеть его в других спектаклях. Деликатно и убедительно ведет роль своего косноязычного Акима заслуженный артист России Валерий Жуков. Несколько суетливой и мелковатой показалась злодейка Матрена в трактовке заслуженной артистки России Ольги Красиковой. Но сам спектакль — динамичный и ясный по своему нравственному и современному звучанию. В постановках пьес А. Островского коллектив-гастролер несколько старомоден и ориентируется на Малый театр, хранителя творений певца Замоскворечья. Кажется несколько чрезмерной и натуралистичной сценография, костюмы, парики, а актерская манера — подчас нарочита и грубовата. Зрители, которые хотели весело провести вечер в театре, получили такую возможность на спектаклях «Цветок кактуса», «Обманщица», «Подруга жизни», поставленных и разыгранных актерами, уверенно владеющими известными приемами смешить и развлекать. Хотелось бы отметить молодых исполнителей, которые доказывают свое умение работать в слаженном актерском ансамбле, но не забывают наделять своих героев яркой индивидуальностью, благодаря чему их персонажи становятся запоминающимися. Это Лариса Киеня — Анютка («Власть тьмы»), Инна Медведева — Елена Кармина («Медовый месяц Белугина»), Наталья Королькова — Тони и Дмитрий Чепушканов — Игорь «Цветок кактуса», Мария Соловьева — Липочка и Александр Романов — Тишка в «Своих людях сочтемся». Верится, что обменные гастроли двух старейших русских театров принесли обоюдную радость, удовлетворение творческим коллективам и зрителям обоих городов. Материалы по теме:Семь спектаклей тридцать лет спустя