Новое море
«О проекте строительства низконапорной плотины в районеБольшого Козино давно не слышно, но известно, что от него не отказались. Мыживём в тревоге. Что же будет?» – это из письма, которое пришло в «Общественнуюприёмную «НП» от жителей Балахнинского района.Минус триПока проект в разработке, мы с активистами ОНФ распросили исторонников, и критиков, пытаясь разобраться…Плотина, как она задумывалась изначально, должна была решатьнесколько задач.– Во-первых, планировался перенос грузового порта, –поясняет руководитель рабочей группы «Образование и культура как основынациональной идентичности» регионального отделения Общероссийского народногофронта Игорь Рузанкин. – Второе: плотина должна была совмещаться с мостом, покоторому транспорт пошёл бы в обход Нижнего Новгорода. Третья задача: генерацияэлектричества. И, наконец, четвёртое: подъём уровня воды для обеспечениясудоходства. Сначала отпал первый пункт, затем третий, за ним второй. Но именноони хоть как-то генерировали доходность проекта для территории.Подтопит?Жители Балахнинского района опасаются, что вода подойдёт ких домам.– Основной удар придётся на Балахну, – считает эксперт ЖКХрабочей группы качества повседневной жизни регионального отделенияОбщероссийского народного фронта Алексей Левкович. – Нужен новый проектмелиорации города, иначе Балахна – подвалы, коммуникации – будет стоять в воде.Предполагается, что за счёт плотины к 2020 году удастся вчетыре раза увеличить объём перевозок грузов и пассажиров по Волге.Согласно предварительной оценке воздействия будущего объектана окружающую среду, в зоне подтопления могут оказаться Ляхово, Малое Козино,Постниково, а всего 10 населённых пунктов. Большое Козино, Ляховский Борок,Балахна, Ляпуниха, Шеляухово, Смирино, Заволжье – в зоне частичногоподтопления, но «выноса домовладений не потребуется». Жителей района это неуспокаивает. Будет ли ущерб домам, сараям, огородам? Таких расчётов нет.В зону затопления и подтопления попадут луга. Например,предположительно огромная красивейшая территория у Большого Козино, где каждоелето проводится фестиваль электронной музыки.Глубина по-другомуЕсть и другой взгляд. Так, заместитель директора комитетаохраны окружающей среды и природных ресурсов Нижнего Новгорода Евгений Ивановуверен, что «к существенному подтоплению территорий строительство гидроузла неприведёт».– Человечество всегда оказывает негативное влияние наокружающую среду, – говорит эксперт. – Задача в том, чтобы его минимизировать.Для этого 20 января нынешнего года проводились общественные слушания попроекту. Замечания записаны и отправлены на госэкспертизу. Уверен, разумныемысли и предложения будут учтены, негативные последствия – минимизированы. Аиначе нам что же, на этом участке Волги бурлаков использовать?Между тем, например, преподаватель кафедры новых технологийи материалов Института повышения квалификации строителей Геннадий Куликсчитает, что альтернатива возведению плотины есть: дноуглубительные работы.– На Сене, Рейне ситуация в своё время была хуже, чем наВолге, но там не думали о плотинах, а использовали именно этот вариант, –поясняет Геннадий Фёдорович.Дноуглубительные работы проводятся только по судовому ходу,песок при этом у реки не отнимают – просто перевозят. В этом отличие от добычипеска, огромные объёмы которой за последние лет 25 как раз и привели кобмелению Волги. Однако парк земснарядов для дноуглубления, которые некогдатрудились на реке, сейчас утрачен.P. S. Волноваться пока рано. Проект не утверждён. Мы будемследить за ситуацией: есть ещё время взвесить все за и против.ОфициальноВ министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородскойобласти сообщили: проект «Строительство Нижегородского низконапорногогидроузла» включён в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» федеральнойцелевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» инаправлен на уменьшение протяжённости участков внутренних водных путей,лимитирующих судоходство.«В настоящее время начаты проектные работы, выполняютсяинженерные изыскания. Заказчиком проектных работ по поручению Федеральногоагентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) выступаетподведомственное указанному агентству Федеральное бюджетное учреждение«Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», – говорится в официальномответе.В этом учреждении, куда «НП» также обратилась с запросом,сообщили, что низконапорный гидроузел предварительно будет представлять собойдвухниточный однокамерный судоходный шлюз. Длина по гребню – 870 метров, средняявысота – 12 метров.Среди целей проекта – сохранение сквозного судоходства по Волге – водного путимеждународного значения, интеграция водной трассы в систему международных транспортныхкоридоров, ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек вэкономике.«Затопления территорий Балахнинского района непредполагается. Возможен подъём уровня грунтовых вод, вследствие чего проектнойдокументацией будет предусмотрено строительство инженерных защитныхсооружений», – написано в ответе на наш запрос. Мы спросили также о срокахстроительства плотины, но нам их пока не сообщили.В минувший понедельник о строительстве Нижегородскогогидроузла шла речь на заседании Президиума Госсовета в Волгограде. Вице-премьерАркадий Дворкович сообщил, что этот проект в стратегии развития внутреннихводных путей отнесён к числу самых приоритетных. По словам министра транспортаМаксима Соколова, закончено проектирование первого этапа Нижегородскогогидроузла, «важно завершить строительство в 2020 году». Рост провознойспособности речного флота должен увеличиться при этом более чем в два раза.Соколов обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой, даже понимаясуществующие бюджетные ограничения, поддержать завершение проекта.