Site icon Нижегородская правда

Новое море

«О проекте строительства низконапорной плотины в районеБольшого Козино давно не слышно, но известно, что от него не отказались. Мыживём в тревоге. Что же будет?» – это из письма, которое пришло в «Общественнуюприёмную «НП» от жителей Балахнинского района.Минус триПока проект в разработке, мы с активистами ОНФ распросили исторонников, и критиков, пытаясь разобраться…Плотина, как она задумывалась изначально, должна была решатьнесколько задач.– Во-первых, планировался перенос грузового порта, –поясняет руководитель рабочей группы «Образование и культура как основынациональной идентичности» регионального отделения Общероссийского народногофронта Игорь Рузанкин. – Второе: плотина должна была совмещаться с мостом, покоторому транспорт пошёл бы в обход Нижнего Новгорода. Третья задача: генерацияэлектричества. И, наконец, четвёртое: подъём уровня воды для обеспечениясудоходства. Сначала отпал первый пункт, затем третий, за ним второй. Но именноони хоть как-то генерировали доходность проекта для территории.Подтопит?Жители Балахнинского района опасаются, что вода подойдёт ких домам.– Основной удар придётся на Балахну, – считает эксперт ЖКХрабочей группы качества повседневной жизни регионального отделенияОбщероссийского народного фронта Алексей Левкович. – Нужен новый проектмелиорации города, иначе Балахна – подвалы, коммуникации – будет стоять в воде.Предполагается, что за счёт плотины к 2020 году удастся вчетыре раза увеличить объём перевозок грузов и пассажиров по Волге.Согласно предварительной оценке воздействия будущего объектана окружающую среду, в зоне подтопления могут оказаться Ляхово, Малое Козино,Постниково, а всего 10 населённых пунктов. Большое Козино, Ляховский Борок,Балахна, Ляпуниха, Шеляухово, Смирино, Заволжье – в зоне частичногоподтопления, но «выноса домовладений не потребуется». Жителей района это неуспокаивает. Будет ли ущерб домам, сараям, огородам? Таких расчётов нет.В зону затопления и подтопления попадут луга. Например,предположительно огромная красивейшая территория у Большого Козино, где каждоелето проводится фестиваль электронной музыки.Глубина по-другомуЕсть и другой взгляд. Так, заместитель директора комитетаохраны окружающей среды и природных ресурсов Нижнего Новгорода Евгений Ивановуверен, что «к существенному подтоплению территорий строительство гидроузла неприведёт».– Человечество всегда оказывает негативное влияние наокружающую среду, – говорит эксперт. – Задача в том, чтобы его минимизировать.Для этого 20 января нынешнего года проводились общественные слушания попроекту. Замечания записаны и отправлены на госэкспертизу. Уверен, разумныемысли и предложения будут учтены, негативные последствия – минимизированы. Аиначе нам что же, на этом участке Волги бурлаков использовать?Между тем, например, преподаватель кафедры новых технологийи материалов Института повышения квалификации строителей Геннадий Куликсчитает, что альтернатива возведению плотины есть: дноуглубительные работы.– На Сене, Рейне ситуация в своё время была хуже, чем наВолге, но там не думали о плотинах, а использовали именно этот вариант, –поясняет Геннадий Фёдорович.Дноуглубительные работы проводятся только по судовому ходу,песок при этом у реки не отнимают – просто перевозят. В этом отличие от добычипеска, огромные объёмы которой за последние лет 25 как раз и привели кобмелению Волги. Однако парк земснарядов для дноуглубления, которые некогдатрудились на реке, сейчас утрачен.P. S. Волноваться пока рано. Проект не утверждён. Мы будемследить за ситуацией: есть ещё время взвесить все за и против.ОфициальноВ министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородскойобласти сообщили: проект «Строительство Нижегородского низконапорногогидроузла» включён в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» федеральнойцелевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» инаправлен на уменьшение протяжённости участков внутренних водных путей,лимитирующих судоходство.«В настоящее время начаты проектные работы, выполняютсяинженерные изыскания. Заказчиком проектных работ по поручению Федеральногоагентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) выступаетподведомственное указанному агентству Федеральное бюджетное учреждение«Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», – говорится в официальномответе.В этом учреждении, куда «НП» также обратилась с запросом,сообщили, что низконапорный гидроузел предварительно будет представлять собойдвухниточный однокамерный судоходный шлюз. Длина по гребню – 870 метров, средняявысота – 12 метров.Среди целей проекта – сохранение сквозного судоходства по Волге – водного путимеждународного значения, интеграция водной трассы в систему международных транспортныхкоридоров, ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек вэкономике.«Затопления территорий Балахнинского района непредполагается. Возможен подъём уровня грунтовых вод, вследствие чего проектнойдокументацией будет предусмотрено строительство инженерных защитныхсооружений», – написано в ответе на наш запрос. Мы спросили также о срокахстроительства плотины, но нам их пока не сообщили.В минувший понедельник о строительстве Нижегородскогогидроузла шла речь на заседании Президиума Госсовета в Волгограде. Вице-премьерАркадий Дворкович сообщил, что этот проект в стратегии развития внутреннихводных путей отнесён к числу самых приоритетных. По словам министра транспортаМаксима Соколова, закончено проектирование первого этапа Нижегородскогогидроузла, «важно завершить строительство в 2020 году». Рост провознойспособности речного флота должен увеличиться при этом более чем в два раза.Соколов обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой, даже понимаясуществующие бюджетные ограничения, поддержать завершение проекта.

Exit mobile version