Премьера иммерсивного новогоднего спектакля «Тайна старого дома» состоялась в Нижнем Новгороде (6+). Оригинальную постановку показали в Центре театрального мастерства в Нижполиграфе. На предпоказе побывала корреспондент сайта pravda-nn.ru и выяснила, как сказка помогает поверить в новогоднее чудо и чему она учит как детей, так и взрослых.
Часы бьют «двенадцать»
Эта история о новогоднем чуде, но в новом прочтении. При этом не просто о чуде, как о каком-то волшебстве, а о том, что это чудо мы можем творить сами.
Есть тут место и для заветных курантов, со звоном которых приходит волшебство, и для трагедии, которую главные персонажи должны пережить вместе, и, конечно, для приключений, в которые попадают действующие лица и сами зрители.
Действие пьесы относит нас в XIX век в семью мастера-кустаря и его юной дочери, которые в канун Нового года должны успеть доделать все заказы на деревянные игрушки. Если они этого не сделают, то могут остаться без крыши над головой.
Этот Новый год семья встречает без мамы: работа не клеится, «дедлайны» горят – сетовать на свою судьбу времени нет. Как и на то, чтобы традиционно отметить самый главный праздник года - в кругу семьи, с нарядной елкой и подарками. Тогда помочь героям решают добрые духи, живущие в доме мастера.
Далекое, но такое родное
Время, в котором разворачивается история, было выбрано неслучайно. Изначально перед режиссерами стояло несколько вариантов эпох, предложенных драматургом Петром Вяткиным, – современность, будущее, 90-е гг. и совсем древние времена. Однако выбор пал на XIX столетие – именно оно больше остальных обладает особенной атмосферой, в которой, кажется, есть место для самого нереального чуда.
«Это вроде наш мир, но в то же время он далеко. При этом всем те времена знакомы – мы либо о них слышали в литературных произведениях, либо видели в фильмах, либо узнавали из рассказов других людей», - рассказала режиссер Саша Никитина.
Причем эта эпоха не стоит особняком в стороне и перекликается с нашей современностью: везде те же самые люди, те же ситуации и переживания. Подчеркивается таким временным приемом и волшебная составляющая всей истории: магия в том, что волшебные персонажи переносят зрителей в ту эпоху из века нынешнего. Каким образом – тайна.
Мотив загадки прослеживается и в самом названии постановки («Тайна старого дома»). Она позволяет нам фантазировать, как люди жили до нас, что происходило у них в Новый год и как они общались между собой.
Куем волшебство своими руками
Здесь творцами своего счастья становятся сами зрители, которые встают в один ряд с актерами. Спектакль поставлен в формате бродилки: участники общаются с добрыми духами дома, выполняют с ними задания, чтобы помочь мастеру-игрушнику и его дочери подготовиться к Новому году, исследуют комнаты старого здания.
«Такой формат мы выбрали, чтобы подчеркнуть важность нашего участия в создании атмосферы волшебства. Здесь зрители включаются в историю, делают все своими руками – и так становятся причастными к конкретному событию. Ведь именно в наших силах создавать эту атмосферу, делать чудо для других», - подчеркивает режиссер Ильдар Хуснуллин.
Через всю историю зрителей ведут Кочерга - дух домашнего очага и Часы - дух времени. Оба по темпераменту разные, но это не мешает строить им тесные родственные связи. Общий язык получается находить и с другими персонажами – с Кроватью - духом счастья, Шкафом - духом памяти и Метлой - духом порядка. Каждый – со своими особенностями, характерами, желаниями.
«Мы старались создавать волшебную историю, основанную на реальной жизни. Все эти образы собраны из нас или людей, которые нас окружают. Например, дух Кровати – это Саша [Никитина – прим. автора]: она так же не любит вставать по утрам. Да и в целом этот герой похож на многих из нас. Есть и духи, схожие с нашими дедушками, которые вспоминают прошлые времена, или вредными братьями, которые отбирают какие-то вещи, или старшей сестрой, которая погружена в свое творчество. Это позволяет показать детям, как можно общаться другом с другом, имея разные характеры», - отметил Ильдар.
Атмосфера говорит сама за себя
Духи возникают в сказке не просто так. Это олицетворение нашего детства, когда мы, будучи маленькими, оживляли вещи вокруг нас, разговаривали с ними.
Особое место занимают и декорации пространства, которые продумывала художник-постановщик Пелагея Щеглинская. Им, по словам режиссеров спектакля, уделялось большое внимание. Старинные обои, которые актеры клеили своими руками, создают атмосферу уюта; картины на стенах, местами – пустые рамки, оставляют ощущение присутствия жителей дома; а комнаты духов и вовсе становятся отражением их внутреннего мира. Исследовать пространства здесь можно долго.
Музыка, написанная композитором спектакля Анной Лутошкиной, отражает характер пространства, в котором мы находимся: это старинный дом, где скрипят половицы, дует морозным воздухом через оконные рамы. Это необычный дом, ведь здесь живут духи, поэтому слышны разные шорохи, шепот. Музыка подчеркивает настроение отдельных сцен. А в финале заполняющие, декоративные звуки превращаются в праздничную песню, которую все поют вместе.
«Я надеюсь, что после этой постановки у зрителя будет очень тепло на душе. Я и сам ранее никогда не видел подобных спектаклей: в плане, что здесь нет манипуляций на всем известных новогодних персонажах – на Деда Мороза , Снегурочку и т.д. В этой сказке мы пытаемся создать хрупкую атмосферу – случится чудо или нет, получится его сотворить или не получится. Я думаю, что именно этим наш спектакль отличается от остального предновогоднего театрального репертуара», - пояснил актер Сергей Ткачев, исполнивший роль Кочерги.
Существует новогоднее чудо или нет: на этот вопрос должны ответить сами зрители. Режиссеры спектакля в этом единогласны.
«Само пространство и спектакль говорят о том, что новогоднее чудо существует. И это не чудо, которое, как в сказке, спустили к нам с небес. Это то, что люди сделали своими руками», - заключила Саша.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что бал «Сказки декабря» прошёл в бывшем Дворянском собрании в Нижнем Новгороде.