Нож с футляром как вид искусства и бизнес с пяти рублей
Сначала был мелкий ремонт «бэушной» обуви. И вроде бы Николай Александрович Сковородихин получил повод именовать себя предпринимателем. Но этого «бизнеса» едва хватало, чтобы кое-как сводить концы с концами. Однажды, зажатый безденежьем, он занял у знакомого пять тысяч неденоминированных рублей. Купил ниток, иголок и прочей мелочи, на которые не хватило собственных доходов. Если посмотреть назад, то его нынешнее успешное дело начиналось с пустяка, с ерунды — с пяти рублей! В это трудно поверить, но тем не менее это так. Не было ни крупных оборотных средств, ни состоятельных инвесторов, ни щедрого банковского кредита, с чего обычно сколачиваются солидные состояния. Все делалось на дому, все создавалось в полном смысле слова своими руками.Зато руки эти оказались на редкость умелыми. Николай Александрович начал шить футляры для ножей — оружия коим испокон веков славилась Ворсма, где едва ли не каждый второй житель считается специалистом по их изготовлению. Помогла семья — жена и сын. Вместе корпели над каждой заготовкой, работали одной тягой. Так в тяжелом труде, в напряге общими усилиями рождался настоящий плодотворный, успешный бизнес.Толчок ему дала мысль, которую Николай Александрович вынашивал давно: а почему бы не комплектовать наборы ножей? Идея вроде бы простая. В том-то и штука, что «вроде бы». Надо, чтобы набор был и привлекательным, и удобным, и функциональным, и интересным, а иначе зачем он нужен?Так незатейливый поначалу бизнес поднялся на новую ступень. Его хозяин сам сконструировал чемодан для набора, и разрозненные ножи вместе обрели единый формат, образовали продуманную, законченную композицию. А следом, в качестве нового шага, пришло осознание необходимости художественной обработки металла и художественного литья по выплавляемым моделям.Как это обычно происходит, у растущего дела появились единомышленники, помощники. Павловская земля богата талантами, и талантами особыми — мастеровыми по металлу, способными из куска железа сотворить чудо. У Николая Александровича появились люди, способные выполнять его задумки. Вскоре представилась возможность арендовать помещение. Работа в домашних условиях ушла в прошлое, это было настоящее производство, основанное на народных промыслах, воплотившее и преобразовавшее их традиции. Так родилось ООО «Арком». Развившись, Н. А. Сковородихин приобрел брошенное здание, ставшее полноценной базой предприятия.Оно еще не отметило своего 10-летия, но уже успело многое. На «Аркоме» работают около 80 человек. Каждый год фирма заметно прибавляет — объемы производства растут примерно на 30 процентов.Главное, что сделано, — заняты лидирующие позиции по изготовлению подарочных наборов различной комплектации. Это те самые чемоданы, появившиеся в муках творчества. Сейчас насчитывается свыше 20 таких моделей, предназначенных для любителей активного отдыха, путешествий и туризма. В набор помимо складных и туристических ножей входят фляжки, ложки, вилки, шампуры, тарелки, термосы. И стопки — куда же без них?Предприятие освоило процесс высокохудожественного оформления столового серебра: чайных, кофейных, столовых ложек, вилок, ножей, выпускаемых как в виде отдельных изделий, так и в качестве наборов.Разве можно представить себе Ворсму без производства ножей? Тут фантазия и мастерство умельцев из «Аркома» не знает границ. Они изготавливают ножи различного применения: охотничьи, разделочные, складные. Казалось бы, чего тут такого особенного — нож? Но нет, к каждому изделию тут имеется особый подход, с выдумкой, с прицелом на неповторимость, своеобразие. Так создаются настоящие произведения искусства — с отделкой серебром и драгоценными камнями, сработанные со вкусом, изящно, в духе прошлых традиций. Вот один из них — нож «Барс», выпущенный по индивидуальному заказу к 1000-летию Казани в количестве 1000 штук и украшенный 242 драгоценными камнями. Над эксклюзивными видами работает большая группа художников и граверов — без малого 40 человек.Клиенты у «Аркома» знатные: Российское правительство, Совет Федерации, посольство Белоруссии, другие заказчики. Есть и частные персоны, которые не нуждаются в рекомендациях. Например, президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов или народный артист СССР Иосиф Кобзон, заказавший здесь сразу 100 наборов, собранных в «дипломатах».Однако не следует думать, что умельцам из «Аркома» живется легко и просто. Рогаток на пути у промысловиков не меньше, чем у промышленников или сельхозпроизводителей. А продукция у промышленников штучная, и себестоимость ее высокая. Да и предприятия эти, как правило, небольшие, и держаться им труднее. Нужна, ох, как нужна им поддержка государства! Хотя бы в том, что касается снабжения и сбыта. Не видно этих проблем со стороны, заслоняет их красота изделий художественных промыслов.Впрочем, в «Аркоме» на жизнь не жалуются. Когда работаешь, когда от дел отбоя нет, не до жалоб. Работа таких не любит.