H
H e
S L n s
с

О, эти жертвы дружбы и любви!

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Фестиваль «Болдинская осень» близится к финалу, однако меломанов ждут еще яркие события. И одно из них — сегодняшнее. Нижегородский академический театр оперы и балета предлагает самую свежую свою пушкинскую премьеру. Режиссер-постановщик и хореограф Отар Дадишкилиани, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Белоруссии, и дирижер-постановщик Роман Демидов обратились к одноактным операм — «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и «Граф Нулин» А. Николаева. Оба названия бывали в прежние годы в афише, но соединены в одном представлении впервые. Создать органичный дуэт-перекличку из «маленькой трагедии» и озорной шутки гения — задача в чем-то рискованная, а в чем-то и благодарная. Публика ведь отзывчива на подобный перепад эмоций, контраст стилистик. Что и подтвердили первые премьерные показы. Я видела спектакль 19 октября, кстати в день пушкинского лицея, когда зал главного нижегородского музыкального театра заполнила студенческая молодежь. Аплодисменты в финале долго не смолкали. Самоубийство… Сальери«Боюсь, не есть ли «Моцарт» просто камерная музыка,.. теряющая свое обаяние на большой сцене», — сомневался когда-то Н. А. Римский-Корсаков по поводу своей одноактной оперы. Режиссер Дадишкилиани, напротив, не опасается разворачивать действие драматических сцен по Пушкину в большом и лаконично оформленном пространстве. В нем доминируют белые колонны, уходящие куда-то ввысь. И кажется, будто в храме искусства, жрецом и блюстителем которого мнит себя Сальери, разворачивается сюжет его коварной дружбы с «безумцем и гулякой праздным». Дружбы, обернувшейся актом жертвоприношения.Эпическое начало, без сомнения, заложено в «маленькой трагедии». Это и стремится подчеркнуть постановщик вместе с исполнителями. Заслуженный артист России Михаил Ларин не впервые за свою певческую карьеру выходит на подмостки в образе Моцарта. В доверчивой веселости, в унылой тревоге предчувствий своего гениального персонажа он находит ноты чего-то уже неземного. Порадовалась я за молодого артиста нижегородской оперы лауреата всероссийских и региональных конкурсов Виктора Ряузова. Сценической биографии оперного Сальери положил начало сам Шаляпин, долгое время остававшийся единственным исполнителем этой партии. Непросто явиться в ней новичку. Но он живет в спектакле с большой энергией и отдачей, находя свои актерские краски.Мощный аккорд моцартовского Реквиема будто наносит Сальери первый удар. Предвестие того открытия, которое окончательно раздавит отравителя в финале. Он всего лишь злодей! И поданный в чаше дружбы яд уничтожил его, а не вознесшегося к вершине славы гения. Самоубийством обернулось расчетливое убийство.Важным для спектакля образом должен стать по замыслу постановщика Черный человек. Тревожное видение Моцарта материализовано на сцене в персонаже, который превращается в постоянного третьего участника этой трагедии на двоих. В качестве олицетворения рока, злой силы. Прием не идет вразрез с замыслом самого великого автора. «Мне кажется, он с нами сам-третей сидит», — говорит у Пушкина обреченный гений. Очень точного эстетического воплощения требует такой безмолвный герой. А в спектакле, к сожалению, пока не найдены ни облик, ни пластика, которые подняли бы Черного человека над обыденностью, превратив в некий выразительный мистический знак. «Всего лишь шутка»Если в «маленькой трагедии» страсти разворачиваются вокруг капли яда, то в «Графе Нулине» — вокруг одной пощечины. Зато какой! Звонкая оплеуха, которую отвесила Наталья Павловна незваному ухажеру, получила во времена Пушкина большой резонанс. Поэта обвинили чуть ли не в безнравственности. Именно в нижегородском селе Болдино, где осенью 1830 года написал он «Моцарта и Сальери», составил он и ответ своим критикам. Объяснял, что шаловливая поэма «всего лишь шутка, вдохновленная сердечною веселостию и минутной игрою воображения».И веселость, и игра воображения в избытке есть в музыке композитора ХХ века А. А. Николаева. Задорная смесь из расхожих тем и мелодий — от церемонного барокко до жестокого романса — созвучна пародийности пушкинской интонации. Недаром комическая опера «Граф Нулин» в свое время получила премию Шостаковича.Ставка на шарж, на стилистику вампуки сделан и режиссером Отаром Дадишкилиани в новой нижегородской постановке. Смешно с первых минут действия, уморителен каждый персонаж. И зверски, по-брежневски всех лобзающий Барин (заслуженный артист России Владимир Кубасов). И его жеманная супруга Наталья Павловна, «воспитанная не в отеческом законе» (Ульяна Старкова). И любвеобильная Параша, готовая услужить всем, но особенно — мужчинам (лауреат международного и всероссийского конкурсов Татьяна Гарькушова). Но самым гротескным получился в спектакле граф Нулин. Вот уж подивил своих поклонников известный нижегородский тенор заслуженный артист России Сергей Перминов. Зная его как выразительного лирика, открываем в нем бездну комизма и новые фарсовые краски. Каскад актерских и режиссерских находок подхватывает зрителя своим потоком. И искрится озорным весельем весь сюжет о коварстве бесплодных усилий любви.Есть основание поздравить театр с пополнением его Пушкинианы. Труппа отдает своей традиции дань не формальную, а истинно творческую, открывая новые краски, новые повороты тем, свежие эмоции в старинных классических сюжетах. КстатиВ фестивальном показе премьеры «Графа Нулина» вечером 24 ноября заняты другие исполнители: А. Доронин (граф), заслуженная артистка России А. Ипполитова (Наташа), В. Боровиков (Барин). Спектакль наверняка обретет дополнительные интересные оттенки. А после его завершения приглашенная театром студенческая аудитория вместе с критиками и знатоками обсудит увиденное. В чем счастье Нижегородской публики? В нынешнем фестивале «Болдинская осень» солировали не толькопрекрасные голоса, но и идеи тоже. 21 ноября Нижегородскийгосударственный академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкинасовместно с Нижегородским филиалом университета Российской академииобразования провел научно-практическую конференцию, посвященную ролисценического коллектива в формировании культурно-образовательногопространства Нижегородского региона. Вовсе не умозрительной представляется тема, если задатьсявопросом: чего ожидают современное российское общество, наше новоегосударство от искусства сцены? Ответ ведь так и не сформулирован.Поэтому, признается А. Д. Ермакова, директор оперного театра, во многомприходится двигаться наощупь. Потому важно видеть отражение своейдеятельности в неком общественном зеркале, желательно не кривом. Утворческого коллектива налажены давние связи с вузами Нижнего Новгорода,осуществляются совместные проекты, преподаватели, студенты стализначительной частью ежевечерней аудитории оперных и балетных спектаклей.Взглянуть на себя глазами такой публики, с ее заинтересованной помощьюприменить научный инструментарий в анализе взаимоотношений театра исоциума — вот задача разговора, состоявшегося в дни музыкальногопраздника.Управленческие новации в современном искусстве, роль грима всоздании образа, эстетическое воздействие конкретного спектакля наконкретных студентов, театр как площадка подготовки арт-менеджеров,фестиваль «Болдинская осень» в качестве формы трансляции ценностейнациональной культуры — только часть тем сообщений и докладов,заявленных в программе научно-практической конференции. Кстати, ужечетвертой по счету в череде подобных интеллектуальных встреч втеатральном зале.Современные образовательные стандарты, подчеркнула в своемвыступлении В. М. Капацинская, кандидат педагогических наук, доцент,зав. кафедрой Нижегородского филиала УРАО, предполагает формированиеобщекультурной компетенции у каждого выпускника вуза. Разве обойтись тутбез театра? А сколь активно он может влиять на сам образовательныйпроцесс, свидетельствует вся практика сотрудничества Нижегородскогооперного и наших крупнейших вузов.«Абсолютно уникальным» назвала этот опыт исполнительный директор,вице-президент Фонда Ирины Архиповой Н. А. Кузякова. Она уверена: егопора выносить на общероссийский уровень. Движение нижегородцевпроисходит в том же направлении, в котором пытаются вести поиск деятелимирового музыкального театра. Наблюдая старение своей аудитории (а оноприняло тревожные формы даже в таких супермеломанских странах, какГермания и Австрия), ныне пробуют выйти к потенциальной молодежнойпублике даже через Интернет, его социальные сети. Призвала нижегородскийтеатр смелее быть и в этом отношении авторитетная столичная участницаобсуждения.А вот другая гостья из Москвы предостерегла от чрезмернойавангардности в ущерб главному. Главное же в театре оперы и балета,убеждена Е. Н. Дюкина, театральный критик, редактор оперного отделагазеты «Музыкальное обозрение», сама великая Музыка. Именно за верностьклассике, за постоянное стремление достигать ее высот благодарила онанижегородскую труппу. Нынешняя фестивальная программа, часть которой ужевидела Елизавета Николаевна, снова убедила ее: наш театр не отрекаетсяот миссии говорить, в том числе и с молодой публикой, о вечном насамом прекрасном и самом человечном языке. — Нижегородский зритель, наверное, очень счастливый, — предположилаЕ. Н. Дюкина. — Он видит и слышит на этой сцене воплощение того, чтозадумано великими авторами. В Москве о таком уже забыли. Там восовремененных версиях классики оперная музыка погибает. Это простокатастрофа! У вашего серьезного, интересного творческого коллектива естькачества, которым могли бы позавидовать столичные театры. Здесьвоспитали своего зрителя. Здесь есть фестиваль «Болдинская осень», одиниз старейших в России. И он живет, развивается. Он тоже помогаетсоздавать полнокровное культурное пространство. Между тем Впереди еще четыре фестивальных вечера. Завтра в заглавной партии«Спящей красавицы» мы увидим прима-балерину Государственногоакадемического театра классического балета под руководством Н.Касаткиной и В. Василева, народную артистку России Екатерину Березину.Партнером ее выступит Георгий Смилевский, премьер балета Московскогоакадемического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И.Немировича-Данченко. В нижегородском оперном спектакле «Русалка» 26ноября партии Наташи и Мельника споют солисты из Саратова — народныеартисты России Светлана Костина и Виктор Григорьев. Заключительныйконцерт фестиваля состоится в воскресенье, и тоже с участиемзамечательных гостей, в том числе — из Москвы и Санкт-Петербурга. Материалы по теме: «Четыре кульминации страсти и апофеоз любви»

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::