О плесени, топонимах и виртуальной реальности
Как вырастить плесень, а главное, как ее убить? Думаю, на первый вопрос все мы еще найдем ответ, а вот со вторым будут затруднения. Ответить на оба может ученица 11-го класса средней школы № 6 города Павлова Юля Генералова. «Изучение развития плесени в различных условиях среды» — столь серьезную работу представила Юля на областной конкурс «Юный исследователь» в этом году. И заняла первое место в секции «Агроэкология». Юля Генералова под руководством преподавателя Натальи Николаевны Соснихиной к конкурсу начала готовиться еще в сентябре, когда только стартовал учебный год. Определялись с темой, методами исследования. А уже с декабря взялись выращивать ту самую пищевую плесень, которая водится, пожалуй, в каждом доме. Но оказалось, что вырастить ее — дело тоже непростое. Если ей не подходят условия. — Почему такая тема? — улыбаясь, еще до начала защиты исследования ответила мне Наталья Николаевна. — Это же очень актуально. Телевизионщики так всех напугали одноименным фильмом, что и жить не хотелось. Месяца полтора Юля растила плесень. Но у нее оказалось сухое помещение, и то, с чем хозяйки безуспешно борются, расти не хотело. В общем, путем подбора условий заимели-таки опытный образец. В жизни же, если дома сыро, темно и нет проветривания, плесень запросто образуется на хлебе из спор, что в больших количествах витают в воздухе. Оказалось, что утверждение о неубиваемости плесени верно. Проще не допустить ее развитие, чем уничтожить потом. Что делать? Можно, конечно, положить в хлебницу ваточку, пропитанную йодом, как рекомендуют иногда. Плесени не будет, но и хлеб есть невозможно: запах резкий, цвет неприятный. Если же плесень уже завелась, то продукты надо выбрасывать. Можно у твердых сыров срезать полтора-два сантиметра заплесневелой поверхности (специальные сыры с плесенью и антибиотики — совсем другое дело). — Плесень на стенах выводится специальными препаратами, — объясняет Юля. — А пищевые продукты с ней лучше выбрасывать. И создать условия, в которых она не образуется: сухое помещение, много солнца, чистота, проветривание. Я собираюсь поступать в медицинскую академию. Хочу быть фармацевтом: интересно создавать лекарственные препараты. Думаю, это как раз то, что у Юли хорошо получится. В прошлом году с другой работой она заняла на «Юном исследователе» третье место — в этом стала первой в своей секции. С 2008 года в рамках дополнительного образования: на факультативах и в кружке по проектной технологии преподаватель средней школы № 3 города Павлова Марина Владимировна Казанина с учениками создают что-то о родном городе. — В этом году, — рассказала она, — появился уникальный ребенок Кирилл Соков, заболевший «Флешем» (анимационная программа). Он загорелся создать в ней сайт. Появилась «Виртуальная экскурсия по Павлову», которую мы привезли сюда. Кирилл выполнял технологическую часть, а Таня Медведева — краеведческую и наполняла работу своими замечательными рисунками. У проекта прикладной характер. Он будет полезен для краеведов, патриотического воспитания. Кстати, разработана и интерактивная карта движения городских автобусов с указанием маршрутов и остановок. Хочу сходить к директору нашего пассажирского предприятия, чтобы в центре города, откуда отправляются все автобусы, она была размещена. Думаем вывесить карту на одном из павловских сайтов. Я бы такое сделать не смогла — тот самый случай, когда ученик перерос учителя. «Виртуальную экскурсию по Павлову» представляли в секциях «Телекоммуникационные технологии» и «Компьютерный дизайн». Работа получила заслуженное призовое место. Сколь серьезен уровень исследований и защиты работ, я убедилась лично, участвуя в работе секции «Этноэкология мира человека: топонимика, природопользование, интерактивные методики этноэкологии». Достаточно сказать, что председателем жюри была руководитель лаборатории этноэкологических исследований, преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета Ольга Анатольевна Захарова. Ребята получали живую консультацию специалиста тут же, достойно отвечали на вопросы и порой удивляли жюри своей серьезностью и въедливостью, приправленными детской непосредственностью. Первые места (их было два) заняли Матвей Смирнов из православной гимназии города Семенова и Наталья Королева с Анастасией Сыровой из Дивеевской школы. Матвей исследовал происхождение топонимов Семеновского района, а девочки рассказали о влиянии мордовского и русского языков на микротопонимику Дивеевского района. Кстати, в этой секции были и работы неязыкового характера: так, Анна Еричева (призер конкурса) из Сарова рассказала и показала материалы о малоизвестных садах и парках юга Нижегородской области (жаль, что пока нет по этим местам экскурсий!). А вот в Городце уже можно пройтись по этноэкологической тропе, которую презентовали жюри ученицы средней школы № 13 Мария Щербакова и Юлия Смурова. — Проведение подобных конкурсов полезно и актуально, поскольку сами дети собирают материал, осмысляют его, проводят исследования, организуют экспозиции и воссоздают технологии: например, пекут хлеб по местному способу, — комментирует Ольга Захарова. — Дети изучают локальную, подлинную культуру, а не псевдонародную попсу. Остается только надеяться, что юные исследователи не растеряют свой пыл и продолжат свои научные поиски уже на другом, взрослом уровне. Хотя уже и то, что ребята интересуются не только глупыми ТВ-сериалами и программами, а хотят сами докопаться до чего-то серьезного, — огромнейший плюс и аванс на будущее.