Обыкновенный экстремизм
Настоящим зрительским бумом сопровождался клубный показ в нижегородском киноцентре «Рекорд» нового фильма Павла Бардина «Россия 88». Знакомство с премьерой, за которой уже тянется шлейф слухов, домыслов, разноречивых оценок и споров, организовано в рамках проектов Frontline в России. Нижегородцы оказались в числе первых зрителей ленты о русских неонацистах. В феврале она была представлена в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля. Затем получила специальный приз жюри и гильдии критиков на фестивале дебютов в Ханты-Мансийске «Дух огня». Были единичные сеансы в Москве, в Перми, где состоялась и дискуссия. Именно этого — самого широкого обсуждения, причем не только в фестивальных аудиториях, а в среде столичной тусовки, желал бы своему детищу Павел Бардин. В Нижний он привез пленочную авторскую копию «России 88» и накануне премьеры встретился с местными журналистами. Его лента игровая, хотя имитирует любительское видео, якобы снятое одним из допущенных в банду молодых русских фашистов. Мастерская стилизация под документ и шокирующая реалистичность среды, о которой обыватель знает мало, а вернее, не хочет знать. Смотреть на это действительно тяжело. Цифра 88 в заглавии, оказывается, зашифрованное фашистское приветствие «Хайль Гитлер». И еще одна цифра. Вместо финальных титров — 80 фамилий убитых скинхедами только в 2008 году. Кто-то обвиняет авторов в недопустимом нагнетании, в том, что они лишь придают вес явлению, не столь уж значительному, явно не заслуживающему подобной «рекламы». Кто-то видит в ленте вызов политический. Конечно, появились у Павла Бардина и горячие сторонники. А какие задачи сам он ставил, вороша это скопище больных социальных вопросов и фобий? На пресс-конференции в киноцентре режиссер рассказал, что идея появилась еще три года назад. Среда русских фашистов ему знакома, он общался с этими людьми. — Мы имеем дело не с каким-то глубоким подпольем, не с неким сокровенным знанием. Это то, что доступно всем, в том числе через Интернет. Скинхеды — медийная субкультура. Об отношении к их лозунгу «Россия для русских» мы спрашивали людей в электричках, на Пушкинской площади в Москве. Кстати, эти интервью — реальные документальные эпизоды нашей ленты, имитирующей документальное кино. Результаты опроса нас ошеломили. Впрочем, и по данным профессионально проводимых исследований, 70 процентов россиян подобный лозунг поддерживают. Правда, когда начинаешь подробнее расспрашивать таких сторонников России только для русских, выясняется, что фашистские взгляды они вовсе не разделяют, за этим стоят иные мотивы. Вот и хочется нам, чтобы люди очень ясно себе представляли, кого они реально поддерживают, что вырастает на почве подобных настроений. Наш фильм упрекают в жестокости. Но действительность намного жестче. Даже в верхах сейчас признают, что молодежные националистические банды — одна из главных угроз России. Мне бы очень хотелось, чтобы наша картина стала поводом для обсуждения этой серьезной проблемы.Для ее решения мне представляется важным допустить в широкие публичные дискуссии взгляды, позиции самые разные, вплоть до экстремистских. Может быть, такая либерализация, предельная открытость уведут агрессию с улиц в аудитории диспутов. Именно это я наблюдал на обсуждении «России 88» в Перми. Мое собственное представление об экстремизме расширяется в диалогах со зрителями, в поисках контраргументов много читаю, размышляю. Такой процесс обретения непримитивных ответов на сложные вопросы продуктивен. Совершать подобную работу осмысления очень полезно и для личности, и для всего общества. Вот почему, затевая этот фильм, мы рассчитывали, что его увидят не только в Москве, но и во многих городах страны. Хотя я прекрасно понимаю, что кино весьма опосредованно влияет на жизнь. А как надежды на широкий прокат воплотятся в экранной судьбе его картины, спросила я у гостя. Он пояснил, что как раз сейчас эта судьба решается. Лента создавалась на собственные средства, и только в период постпродакшн (после завершения производства) подключились мощные продюсерские силы. Причем, по словам П. Бардина, это люди, понимающие все особенности его произведения, собирающиеся продвигать его достойными способами. У продюсеров (среди них, кстати, Анна Михалкова) есть намерение сопроводить премьеру «России 88» серией роликов социальной рекламы, в которой известные люди будут говорить, чем им ненавистен фашизм. Словом, у ленты П. Бардина есть шанс стать пусковым механизмом антиэкстримистского общественного движения. — Мы сняли не артхаусное, не маргинальное кино, — поясняет автор. — Оно доступно восприятию и пониманию любого. Единственное ограничение — возрастное, просмотр рекомендован с 18 лет. Это обусловлено жесткостью стилистики «России 88». Жесткостью оправданной. Ведь если бы я снял фильм о скинхедах в эстетике сериалов о нянях, то его бы и восприняли как очередной аттракцион. Но проблема сама по себе слишком серьезна, чтобы видеть в ней повод для гламурных упражнений. Да, в любом достаточно свободном обществе существуют радикалы. В той же Германии есть фашисты. Но там научились это явление «консервировать», не выпускать за определенные рамки. В России же идет отрицательная динамика. И понятно, что только силовыми методами с проблемой справиться уже не удается. Нужны другие рецепты, — убежден Павел Бардин. Что ж, если общественный эффект от фильма окажется именно таким, как он планирует, а не спровоцирует дополнительный выброс агрессии, многие россияне скажут режиссеру спасибо. Ведь ни одному здравомыслящему человеку не хочется, чтобы экстремизм стал обыкновенным явлением нашей жизни.Кстати Павел Бардин — сын известного режиссера-мультипликатора Гарри Бардина. По первой специальности тележурналист, затем учился в мастерской А. Митты на Высших курсах сценаристов и режиссеров. До 2000 года работал журналистом информационно-аналитических программ на разных центральных каналах. В качестве режиссера и креативного продюсера трудился над созданием сериала «Клуб» на МТV. Этой эпопеей не гордится, говорит, что не рекомендовал бы смотреть «Клуб». Тему неофашизма продолжать не намерен. Признался журналистам, что после скандального дебюта хочет радикально переключиться — снять комедию.