Один день на фабрике «Ариель»: рассказываем секреты создания новогодних украшений
Газета "Нижегородская правда" №102 от 18.12.2019
Подписка на газетуСолнце, лёгкий морозец, пушистый снежок – самое время для новогоднего настроения и украшения ёлки. Каких только игрушек сегодня не предлагают магазины, но самые эффектные из них делают в Нижнем, на фабрике «Ариель», где работают удивительные мастера – художники и стеклодувы, создающие невесомые, сказочные ёлочные игрушки.
От и до
Показать своё поистине волшебное царство нам согласилась главный художник-технолог фабрики — Надежда Бугрова. Художник росписи по дереву, она почти двадцать лет назад пришла работать на только что созданную фабрику, и сегодня именно она придумывает новые модели игрушек. И, конечно же, расписывает их, поражая своим мастерством, точностью и тонкостью линий. На вопрос – где же учат этому мастерству – расписывать игрушки — ответа нет. Лучшая школа – это работа на фабрике – уверила мастер. И научиться может далеко не каждый. Даже профессионалу – художнику – миниатюристу, мастеру из Мстеры. Федоскино или Палеха, непросто расписывать шары. У сферических поверхностей свои законы и секреты, овладеть которыми помогает только опыт. Иногда на фабрику приходят выпускники художественным ВУЗов и обнаруживают, что расписать игрушку для них – сложнейшая задача.
Мы с фотографом наивно решили, что сейчас, перед Новым годом у мастеров самое жаркое время.
- Ну что вы, у нас так весь год! Это мне ещё повезло, что успела в отпуск на целый месяц сходить, — смеётся Надежда, не отрываясь от росписи фигурки. Перед ней на специальной подставке висят десятки нераскрашенных игрушек. Непонятная фигурка в её руках превращается в сказочного дядю Дроссельмейра – героя «Щелкунчика». Она входит в специальный новогодний набор — ещё там есть Щелкунчик и Мышиный король. Их автор – тоже Надежда. От замысла и до готовой игрушки.
- Я редко их рисую на бумаге, — признается мастер, — фигурки трёх-мерные и их гораздо проще сразу слепить.
Возвращение к мастеру
Пластилин, керамическая масса для лепки – всё идёт в ход. Некоторые такие фигурки стоят на соседнем столе у Надежды, но без ярких красок, они практически неузнаваемы. Для каждой фигурки она делает дубликат из гипса, а потом по ней создаёт форму для отливки.
На гипсовую форму набивается глина, она сохнет, ставится на обжиг в печь, и обжигается 8 часов при температуре в 900 градусов С. Потом печь открывают и относят форму стеклодувам. Одна форма даёт жизнь тысячам фигурок и служит многие годы. Стеклодув нагревает стеклянную трубку, вкладывает её в эту форму, потом дует в неё и стекло заполняет форму. Фигурка готова! Стеклянные усы – верх и них трубочки, обрезают. Один запаивают сразу, а второй оставляют. И в таком виде фигурка возвращается к Надежде, для того, чтобы она её раскрасила. Все лаки и краски, с которыми н работает художник, не требуют дальнейшей обработки. Они водостойкие и не стираются.
-Сколько же фигурок вы можете расписать за день?
- Всё зависит от фигурки. Чем меньше цветов, тем быстрее идёт работа. А если у фигурки множество разноцветных деталей, то времени, естественно, уходит больше.
- А вот этих шаров?
- Я рисую по 20 в день. Другие художницы расписывают по 12 – 13 в день. У всех скорость разная.
- Вы не смотрите на образец?
- Я смотрю только когда раскрашиваю первые в партии, потом срабатывает зрительная память и рисуешь «на автомате». Конечно, они немного отличаются. Мы же не машины. Это как почерк. У одного мастера фигурки получаются более добрые, у другого – более суровые. Даже один и тот же мастер в разные дни рисует по-разному. Настроение, болезнь, конфликт в доме – все это отразится на рисунке. И не только на фигурках, даже на шарах!
- И вы можете определить, кто раскрашивал тот или иной шар?
- Конечно! У нас 50 мастеров и я точно скажу, кто автор.
Моргайте чаще!
Чем меньше фигурка, тем меньше толщина стекла. Поэтому художнику нужно быть очень осторожным. А когда вокруг море игрушек, осторожность превращается в стиль жизни. С годами у сотрудников фабрики даже вырабатывается особая скользящая походка – они словно плывут по коридорам, чтобы невзначай не задеть коробку с хрупкими игрушками. И все движения нашей собеседницы — плавные и неспешные. Оказывается, вопреки стереотипу, такая мелкая кропотливая работа, как роспись игрушек, положительно влияет на зрение! Надежда рассказала, что за годы работы на фабрике, она не только стала лучше видеть, но и может теперь прорисовывать мельчайшие детали, о которых раньше и подумать не могла — глазки, реснички кукол. Это своего рода тренировка. А враг зрения не мелкие детали, а сухой глаз, поэтому нужно чаще моргать или увлажнять глаза специальными каплями.
Мы спросили, почему у некоторых игрушек сверху стеклянные крючёчки, а не привычные с детства колпачки. Оказывается, во многих странах (а фабрика поставляет ёлочные украшения более чем в двадцать стран мира) авторская игрушка не должна иметь никаких штампованных изделий. Для того, чтобы соблюсти этот требование, и делают этот стеклянный крючок, на который вешают карточку с именем мастера!
- А дома вы ёлку ставите? Со своими игрушками?
- Нет, да у меня и ни одной игрушки дома нет – сапожник без сапог, — смеётся Надежда. Тут так за год на игрушки насмотришься, что дома они и не нужны. Гирлянду повешу и всё!, — заканчивает разговор мастер, тактично показывая на множество нераскрашенных фигурок, которые ждут общения с ней. Раскрашивать их она будет до самого вечера, а если случится срочная партия игрушек – то и до ночи, и только такси умчит её домой, в объятия Морфея. А будут ли ей сниться во сне все эти фигурки и шарики? Об этом мы спросить не решились.