Site icon Нижегородская правда

Нижегородской области предстоит стать флагманом перспективной переработки опасных отходов

Решение экологических проблем больше нельзя откладывать, уже накопленные отходы угрожают окружающей среде, потенциально здоровью жителей, а хранение вместо переработки приводит к дальнейшей трате ресурсов, которые можно было бы сэкономить. Поэтому, начиная с 2018 года, в стране разрабатывался, и в 2022 году заработал в полную силу новый подход к обращению с особо опасными отходами, который охватывает и экологическую составляющую, и население, и предлагает бизнесу новые возможности для развития. Нижегородской области это касается даже в большей степени, чем других субъектов, — нашему региону предстоит стать флагманом перспективной переработки ценных ресурсов.

 

Создание новой схемы обращения было критически необходимо

Среди всех отходов производства и жизнедеятельности особое место занимают самые опасные, по официальной классификации — I и II классов. Федеральный классификатор причисляет к ним 488 видов. Среди них — ​свинецсодержащие (аккумуляторы, электрокабели), ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, шламы, шлаки, приборы и катализаторы), отработавшие химические источники тока (батарейки и аккумуляторы), органические горючие отходы химических и нефтехимических производств, водные неорганические отходы (растворы кислот и щелочей, гальваношламы). Большая часть, как можно понять уже из названий, образуется на различных производствах, но лампочки и батарейки — это пока еще обычные и крайне опасные предметы на любых мусорках.

Вплоть до 2022 года схема обращения с таким отходами была контролируемой, а мощностей по переработке было недостаточно, в результате отходы просто накапливались. «Многолетнее невнимание к проблеме накопления отходов промышленного производства, хаотичный рынок и отсутствие современных мощностей по переработке привели к образованию объектов накопленного экологического ущерба, которые сейчас государству приходится приводить в порядок за большие деньги, — отмечали в Совете Федерации, где с 2021 года существует рабочая группа по мониторингу реализации федерального проекта и запуску новой системы обращения с отходами I-II классов. — Очевидно, что нужно решать проблему непрозрачности рынка, наладить качественные учет и контроль, обеспечить эффективную переработку отходов и прекратить их накопление».

Это и стало предпосылками к созданию четко структурированной схемы сбора, утилизации и переработки опасных отходов на основе компетенций Госкорпорации «Росатом», которая имеет большой опыт обращения с различными видами потенциально угрожающих и вредных веществ. Было принято решение о создании «одного окна» для всех участников рынка — федерального оператора, которым стало ФГУП «ФЭО».

«Одно окно» — понятные правила и дополнительные возможности

С 1 марта 2022 года «Федеральный экологический оператор» начал осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию данных отходов на всей территории России на основании установленных тарифов и в соответствии с федеральной схемой.

Тарифы едины на всей территории России, дифференцируются по классам опасности отходов и включают расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов. На данный момент тариф на отходы I класса составляет 222,9 тыс. руб. за 1 тонну (без НДС), II класса - 62,47 тыс. руб.

Для обеспечения прозрачности и контроля всей схемы была разработана и запущена государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). Это одновременно база всех участников системы: отходообразователей, транспортных операторов, регуляторов, и место, где они могут реализовать все свои потребности — в передаче отходов, заключении контрактов, аналитике, а также возврате ценных ресурсов.

В базе обязаны зарегистрироваться все юридические лица, имеющие отношение к обращению с опасными отходами, в том числе те, кто полностью обеспечивает весь цикл на собственных мощностях, это необходимо для учета и получения полной картины состояния сектора. Для всех остальных федеральный оператор обеспечивает «под ключ» весь спектр услуг по обращению с данными отходами. Сейчас в системе зарегистрировано более 50 тысяч пользователей, в том числе все крупнейшие компании металлургической отрасли, нефтегазового сектора и нефтехимии, транспортные компании уже работают с федеральным оператором.

С помощью ФГИС ОПВК Федеральный экологический оператор также решает и другие задачи. Так, была проведена инвентаризация около 95 тысяч паспортов отходов, выведен их среднекомпонентный состав. Эти данные направлены в Росприроднадзор. Все зарегистрированные пользователи проходят тщательную проверку документов. Также была создана служба технического аудита, которая детально проверяет весь цикл обращения с отходами.

Федеральный оператор постоянно занимается развитием и совершенствованием системы ФГИС ОПВК, в том числе с учетом пожелания пользователей к функционалу и оптимизации бизнес-процессов.

Переработка и цели на будущее

Для восполнения существущего в стране дефицита перерабатывающих мощностей Росатом создает сеть экологических технопарков в семи регионах страны.

Четыре создаются на базе объектов по уничтожению химоружия — ​в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртии. А из трех новых площадок одна будет создана на территории Нижегородской области.

Заводы будут перерабатывать до 50 тысяч тонн отходов в год, что закроет весь объем образующихся отхдов I и II классов. Экотехнопарки будут представлять собой высокотехнологичные производственные комплексы, с многоуровневыми автоматизированными системами безопасности и экологического контроля.

Кроме утилизации отходов I и II классов ФЭО планирует развивать направление по общему снижению объемов их образования, а также поддерживать инициативы по повышению личной экологической ответственности каждого человека. Как мы уже написали выше, наши привычные энергосберегающие (ртутные) лампочки и батарейки — это такие же опасные виды отходов. Федеральный оператор не работает напрямую с физическими лицами — организовывать сбор таких отходов должны управляющие компании или муниципалитеты, большой вклад вносят различные экологические движения НКО.

Со своей стороны ФЭО приступил к разработке интерактивной карты на базе ФГИС ОПВК с указанием точек сбора опасных отходов у населения. Этот ресурс позволит в режиме онлайн определить ближайшую точку сбора отходов I и II классов и сдать отработанные батарейки, ртутные градусники и аккумуляторы.

Exit mobile version