Это кажется диссонансом: в помещении, далеким от гламура, стоят манекены с тридцатью шестью вечерними нарядами. Но, едва осмотревшись, понимаешь, что по-другому и быть не могло: в здании этом много лет располагалась швейная фабрика «Маяк». А платья на выставке – они не про гламур. Они – про историю. Российскую, нижегородскую историю … и историю каждого человека.
Автор выставки «Платье с историей» - Екатерина Чудакова, директор по развитию Нижегородского областного информационного центра, директор бюро «Мисс Нижний Новгород». На открытии выставки журналисты спрашивают, почему «Платья с историей» появились в дни проведения чемпионата мира по футболу, не пройдет ли из-за всеобщего внимания к «игре номер один» это событие незамеченным?
Екатерина шутит: «Все равно главная движущая сила развития – это женщина». И ее шутка оказывается правдой: через пару часов после открытия о выставке в соцсетях говорят, кажется, даже больше, чем о футболе.
Конечно, одни только платья не вызвали бы такой интерес. Здесь важна история.
- Когда мы просили известных женщин предоставить для выставки свое платье и рассказать связанную с ними историю, практически никто не отказывался, - говорит Екатерина Чудакова, - Я позвонила Наталье Водяновой, она сказала: «Конечно, берите мое платье», – и отдала нам шикарный наряд, в котором вела концерт на Красной площади 13 июня.
Оксана Федорова не только привезла свое платье, но и приехала в Нижний Новгород сама.
К ней сразу же выстроилась очередь из желающих сфотографироваться: Оксана не отказывала никому, признавшись, что такое с ней случается практически везде.
Модельер Алена Ахмадуллина привезла платье, которое не попало на ее собственную свадьбу.
- Ему нужна была ручная вышивка, - рассказывала Алена, - но практически все приглашенные на торжество подруги заказывали себе платья у меня же – и портные физически не справлялись с объемом заказов. Поэтому я решила, что мое платье подождет – и дошила его уже после свадьбы.
История каждого платья – на отдельном листе бумаги. Посетители выставки берут в руки листы, читают – и оставляют себе. Да, это разрешается: листов специально напечатано много. Но истории настолько трогательные, что расстаться с ними невозможно.
Анна Гор рассказывает про пиджак, в котором открывала первую выставку Центра современного искусства, знаменитого нижегородского «Арсенала».
Ольга Щетинина – о костюме, который сшила специально, когда муж вдруг преподнес ей сюрприз: билеты в Большой театр.
Наталья Садова – о платье, которое она надела на бал, традиционно устраиваемый для ведущих мировых легкоатлетов князем Монако Альбером II. «А вот в 2000 году я на такой бал не поехала, потому что не смогла найти подходящее платье», - заканчивает свой рассказ чемпионка Олимпийских игр. И ее наверняка понимает каждая женщина. И, наверное, даже каждый мужчина.
«Сбежать» от делегации, приехавшей на деловую поездку в Мюнхен и уехать в Венскую оперу – предварительно купив для этого «побега» платье – эта история Ольги Бариновой и ее тогда еще будущего мужа.
Заказать платье за полгода до конкурса «Мисс мира», улететь на шоу без последней примерки, получив наряд за пару дней до выхода на сцену, обнаружить, что он мал – и худеть на самой жесточайшей диете – история Анны Татаринцевой (кстати, ее платье – единственное, которое не застегнулось даже на манекене).
Купить самое первое свое по-настоящему дорогое платье, потратив половину всех сбережений – и носить его много лет, понимая, что платье это невероятно счастливое – история Елизаветы Зубакиной.
Надеть роскошное бальное платье после года декрета – и увидеть в глазам собственного мужа такую влюбленность, что через девять месяцев уйти в декрет снова – история Юлии Скугаревской.
Найти платье для вручения премии за свой проект «Внеклассные чтения» - федеральной премии, при том, что в родном городе никаких наград этому проекту не давали – история Ольги Китовой.
Получить в подарок от мамы невероятно солнечное, лучащееся радостью платье – и пойти в нем на свой самый первый важный прием – история Елены Лебедевой.
Связать платье для мамы, подарить его на день рождения – и рыдать вместе с мамой, потому что за две недели до этого умер папа, и «это платье должен был увидеть папа, ведь он так любил ее наряжать…» - история Ирины Славиной.
Увидеть сарафан мечты в комиссионном магазине, понять, что он стоит целое состояние – 57 рублей и услышать от мужа: «Надо покупать! Мечты должны исполняться» - история Нины Зверевой. «У меня нет свадебного платья, - напишет она. – Мы купили его в комиссионке и туда же сдали, потому что на свадьбу и так ушло много денег. Но у меня есть рыжий сарафан. Мне кажется, это даже лучше. Потому что свадебное платье мне покупали родители, а рыжий сарафан я купила себе сама».
И привезти вместе с сарафаном кофточку – яркую, расшитую палестинскими мастерицами. Кофточку, которую подарил Ясир Арафат. Он тогда никому не давал интервью. Кроме Нины Зверевой.
- Я очень много езжу по России и миру, но никогда не видела ничего похожего на такую выставку. Это потрясающая идея! – Оксана Федорова делится впечатлениями с Глебом Никитиным, руководителем Нижегородской области.
Глеб Никитин приехал на выставку вместе с женой Екатериной: в «Платье с историей» есть и свадебный наряд самой Екатерины. Точнее – венчальный.
- Мы обвенчались через пять лет и один день после свадьбы, - рассказывает Глеб Сергеевич, - и именно после этого в нашей семье появилось главное счастье – дети.
«Мое венчальное платье совсем не похоже на свадебное, - напишет Екатерина Никитина. – Точнее, на свадебные: их у меня было два. Первое – для торжественной части: длинное, элегантное, со шлейфом. Не слишком удобное для банкета, особенно если первым танцем идет румба. Поэтому и появилось второе. А вот венчальное стало особым. Тем самым, которое должно быть, наверное, у каждой женщины. И в моей жизни оно есть».
Глеб и Екатерина Никитины смотрят платья, общаются с участниками и гостями выставки…
- Глеб Сергеевич, а вы замечаете, во что одеты женщины вокруг вас? – журналисты спрашивают «о важном».
- Скажу честно: в моде я не специалист, - смеется он. – Но всегда замечаю, как одевается жена. Она красавица.
Здание, где проходит выставка, построено в самом начале 20 века. Доходный дом банка Рукавишниковых – так оно называлось изначально. Фабрика «Маяк» - под таким названием знают его большинство нижегородцев.
Последние четыре года оно было закрыто для всех. Сейчас нужно решить, какой будет его судьба «после «Маяка».
- Мне кажется хорошей концепция по созданию здесь центра творческих индустрий, современного арт-пространства, - говорит Глеб Никитин, - тем более, что первое мероприятие в этом здании связано именно с индустрией моды. Но нам еще много предстоит сделать, чтобы это здание, жемчужина архитектуры, заиграло новыми красками и стало объектом притяжения для всех нижегородцев и гостей города.
- На мой взгляд, было бы очень правильным оставить этому знание название «Маяк», - уверен Александр Сериков, руководитель проекта «Рождественская сторона», - мы знаем его именно под этим «именем».
12+