Одна из задач бухгалтерии – систематизировать и правильно распределить в отчетной документации поступающие средства, которые используются для реализации проектов некоммерческой организации.
Хотя для таких предприятий предусмотрена упрощенная система налогообложения, бухгалтерское сопровождение НКО требует профильных знаний. Чтобы правильно вести учет и не допускать ошибок в документах, лучше доверить бухгалтерские задачи специалистам. Например таким, как общеизвестная российская компания reg-nko.ru.
Если говорить об основных фондах, под этим понятием нужно понимать все материальные ценности, которые использует НКО в течение периода, превышающего 12 месяцев.
Фонды распределяются на группы по экономическим отраслям, формам собственности, территориальному расположению и другим признакам. Основные фонды в балансе делятся на большие группы:
- Материальные. Сюда входят здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, инвентарь.
- Нематериальные. Программное обеспечение, технологии, проекты, объекты интеллектуальной собственности.
Перечень основных фондов может иметь разный вид. Все эти объекты вносятся в отчетную документацию согласно действующему законодательству.
Что такое основные средства?
Термин «основные средства» используется в бухгалтерском деле для обозначения объектов, которые нужны НКО для осуществления деятельности. Это активы, которые имеют следующие особенности:
- относятся к материальным объектам;
- используются для достижения целей некоммерческой организации;
- предназначены для использования на срок более 12 месяцев;
- обеспечивают выполнение задач, ради которых была создана НКО.
Основные средства в балансе могут иметь лимит, установленный организацией – по бухгалтерскому учету стоимость должна превышать 40 тыс рублей. Это материальные активы, которые отражаются в бухучете. Изначально они вносятся по первоначальной цене, по мере использования переходят в остаточную стоимость.
Они подразделяются на группы, куда входят здания, сооружения, дороги, машины и оснащение, транспорт, инструменты, хозинвентарь, многолетние зеленые насаждения.
Основные средства можно использовать в течение длительного времени, их нельзя перепродавать. Они предназначены для достижения целей, ради которых создавалась некоммерческая организация.
Основные средства и основные фонды: разница
Понятия «основные средства» и «основные фонды» имеют как сходства, так и различия. Их общие черты:
- долгосрочное использование – более года;
- стоимость начинается от 40 тыс рублей;
- списание в расходы по мере изнашивания;
- не предназначены для перепродажи;
- отображают материальные активы.
Основной фонд имеет более обширное определение, так как он включает материальные и нематериальные активы. ОС же относится исключительно к материальным активам.
Отличие двух терминов также касается контекста их использования. В бухучете чаще всего употребляют термин «основные средства», тогда как об основных фондах можно узнать из экономического анализа.
Амортизация основных средств в балансе
Основные средства, которые фиксируются в балансе организации, со временем изнашиваются и теряют свои первоначальные свойства. С целью покрытия износа применяется процесс амортизации, направленный на перенос основных средств в счета расходов.
Амортизация начисляется на все материальное имущество, которое имеется в НКО и применяется для реализации различных социально значимых проектов. Амортизации не подлежат инвестиционные объекты недвижимости, основные средства, стоимость которых может меняться, а также средства, которые на данный момент не используются в работе НКО и могут быть реализованы государством в предусмотренных законом случаях.
ОС подлежат амортизации в момент их учета в бухгалтерской документации, процесс прекращается на момент их списания. Вся эта информация фиксируется в учетной политике – к примеру, для удобства амортизацию можно начать с первого числа следующего месяца.
Амортизация в балансе выражается через основной параметр – срок полезного использования. Он выражается во времени или количестве решенных задач, которые могут быть реализованы за время применения средств. Срок полезного использования определяется по таким показателям:
- предполагаемое время применения с учетом целей некоммерческой организации;
- ожидаемый износ при интенсивном использовании, учитывая условия и факторы окружающей среды;
- моральный износ из-за технического устаревания;
- реализация плана по замене и реконструкции основных средств.
Для начисления амортизации используются три способа: линейный, уменьшенного остатка и списания стоимости.
Амортизация: актив или пассив
Бухгалтерский баланс включает две составляющие – актив и пассив. Для удобства учета они заносятся в таблицу, в левой части вписываются активы, в правой – пассивы.
В виде активов используются ресурсы, которые в перспективе должны принести пользу организации. Это могут быть как материальные, в том числе финансовые, так и нематериальные ресурсы. Активы разделяются по таким параметрам:
- характер применения – оборотные и внеоборотные;
- степень ликвидности – высоколиквидные, среднеликвидные, слаболиквидные;
- право собственности – собственные и арендуемые.
Под пассивами организации стоит понимать совокупность обязательств. Они составляют денежные средства НКО, за счет которых приобретаются активы. Пассивы делятся на текущие и долгосрочные – первые существуют в пределах одного года, для вторых характерны более длительные сроки оплаты.
Активы и пассивы используются для вычисления собственного капитала компании – имея эти данные, можно рассчитать, какая сумма останется, если распродать все активы и выплатить долги организации.
Реклама