Знаменитому нижегородскому путешественнику Валентину Ефремову уже под 70 (юбилей отметит 1 января 2020 года), но он не перестаёт удивлять своими мужественными свершениями. А рассказами этого удивительного человека о реках, горах, девственных лесах, диких зверях можно заслушаться! Ты словно окунаешься в волшебный мир, совсем далёкий и незнакомый для нас. Сейчас рекордсмен Книги рекордов Гиннесса находится в турне под названием «Воздушный мост: Россия – Казахстан – Кыргызстан», а перед отъездом Валентин Алексеевич поведал корреспонденту «НП» о своей последней экспедиции, занявшей почти два года.
Старт дал… Дед Мороз
К экспедиции «Россия от запада до востока» наш земляк готовился долго и тщательно. По его словам, основная цель путешествия – историческая. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Валентин Алексеевич вызвался установить на мысе Дежнёва колокол и якорь в память о всех первопроходцах и первооткрывателях российских земель.
– Если мы не будем чтить свою историю, память тех, кто шёл и открывал новые земли, мы просто растворимся где-то в пространстве, – начал свой рассказ Ефремов.
Экспедиция была разделена на два этапа. Стартовал Ефремов из Великого Устюга. Выбор в пользу этого города оказался не случайным, ведь это – родина первопроходца Семёна Дежнёва. Первую часть пути он преодолел на воздушном шаре.
– Правительство Вологодской области связалось со мной, и сообщило, что свой путь я должен начать именно в Великом Устюге, – улыбается путешественник. – Собралось много народа, меня провожал Дед Мороз, надарил много подарков. Всё было очень трогательно. За несколько месяцев я добрался до Якутска, оставил там свой реквизит – колокол с якорем, вернулся домой и стал готовиться ко второй части экспедиции.
С запада – на восток
Место начала второй части экспедиции тоже можно считать знаковым. Город Балтийск в Калининградской области – самая западная точка на карте России. Впереди Ефремова ждали тысячи километров пути на воздушном шаре, автомобиле и собачьих упряжках, через завьюженные зимники и горные перевалы, на которые ушло 9 месяцев. Конечная цель – мыс Дежнёва.
Валентин Ефремов вспоминает, как, заручившись поддержкой Русского географического общества, он сообщил об экспедиции к мысу Дежнёва, и первыми на идею отреагировали казаки. Ведь и сам первопроходец, который ещё в 17 веке морем доплыл от Каменного пояса до конечной восточной точки Евразийского материка, был казачьим атаманом. Во всех городах Валентина Ефремова встречали представители казачества – предлагали ночлег, кормили, заправляли машину.
– Зимний полёт над Байкалом оставил потрясающие впечатления, – продолжает рассказ путешественник. – Сверкающий лёд, неповторимые узоры, и даже с высоты птичьего полёта видно чистейшую воду озера!
Большую признательность Ефремов выразил губернатору Иркутской области Сергею Левченко, который из своего личного гаража предоставил нижегородцу «короля бездорожья» «УАЗ». Или «буханку», как называют в народе автомобиль. Именно на ней Ефремов перевозил якорь и колокол (их общий вес около 400 килограммов), которые теперь установлены на крайней восточной точке страны. Затарившись продуктами и горючим, Валентин Алексеевич отправился в самое трудное и опасное путешествие. Предстоял путь на север по зимникам.
Гаишник в снежном поле
На самом деле дальнейшее продвижение представляло большую опасность. Уже начали потихоньку «просыпаться» реки. На Индигирке в Якутии Ефремов видел, как фактически утонули на переправе два «КамАЗа». Повезло, что был громадный «Кировец», который нашёл возможность перетащить ефремовскую «буханку» через полтора километра распутицы, когда та была почти по крышу в воде! Продолжилось движение на Колыму.
– Такой божественной красоты я не встречал нигде! – восклицает наш собеседник. – Настоящий северный рай! Это белоснежные снега, голубой купол неба, сопки! На сотни километров ни одного человека! Ни навигации, ни связи. Шёл, можно сказать, как первооткрыватели.
За Колымой Ефремову всё реже попадались навстречу автомобили. Его «уазик» по бездорожью двигался всё с меньшей скоростью, а водители большегрузов даже останавливались: «Мужик, ты куда, зачем?».
Но больше всего Валентина Алексеевича удивила патрульная машина.
– Спал очень мало, часа три покемарю – и продолжаю рулить дальше, – рассказывает Ефремов. – И вдруг в зеркале заднего вижу автомобиль с мигалкой! Откуда, думаю, ей тут взяться? Ну, думаю, не выспался, глюки. Протёр глаза, нет, машина продолжает меня преследовать. На полном ходу «УАЗ-Патриот» меня обгоняет, торможу, спрашиваю гаишника: «Что я нарушил, что такая погоня?». А тот отвечает, что, мол, всё в порядке, просто такие машины здесь уже не ходят.
В итоге, узнав кто есть кто, гаишник пожелал удачи и предупредил, что нужно быть очень осторожным.
Ни земли, ни неба
Проехав Белибино, где была очень душевная встреча с хлебом-солью, Ефремова ждал очень тяжёлый путь к мысу Шмидта, что на Чукотке. Трудно представить, что может пережить человек, фактически замурованный на неделю в железной коробке.
– Стояла страшная непрекращающаяся метель, – вспоминает Валентин Алексеевич. – Не видно ни зги! Ни земли, ни неба! Мою «буханку» полностью заметало снегом, открывал только люк, чтобы откапываться. Топливо практически закончилось, двигатель не работал. Спасала маленькая горелочка, благодаря которой мог готовить горячую пищу, пить чай.
Находясь в автомобиле, Ефремов слышал звуки скрежета, исходившие с крыши. Предположил, что это был медведь. Кстати, с косолапыми наш земляк встречался не раз, знает их повадки, поэтому не испытывает перед ними чувства страха.
Помогли путешественнику два залетных «Урала», по какой-то надобности оказавшихся в этих краях. Они-то и вытащили искателя приключений из снега, а затем эвакуировали в ближайший посёлок на мысе Шмидта.
Про это место Валентин рассказывает особенно подробно. Здесь обитает около 30 тысяч моржей, не так давно с ними произошла трагедия. Над лежбищем животных на низкой высоте пролетели военные самолеты. Перепуганные грохотом двигателей животные бросились врассыпную, а потом стали падать с высоченного утёса, задавив своими тушами множество детенышей. Сотни погибших обитателей Северного Ледовитого океана остались лежать на берегу, а полакомиться их останками пришли белые медведи. Теперь эти гиганты ходят по посёлку, как домашние кошки, валяются на снегу около местного магазинчика в надежде, что их кто-нибудь угостит, и даже нагло заглядывают в окна квартир на первых этажах. Местные жители снимают это на видео и выкладывают в интернет.
Наедине с природой
Добравшись в конце концов до мыса Дежнёва, нижегородский путешественник установил колокол и якорь на крутом, обрывистом берегу. Они появились рядом с маяком, который тоже был построен в память о великом первооткрывателе. В честь завершения своего похода Ефремов утроил торжественный салют.
– Это было невероятное чувство, одно из самых лучших мгновений жизни! – говорит Валентин Алексеевич. – Удар в колокол разлетелся по всему огромному пространству, кажется, его слышали даже на Аляске, которую видно невооружённым глазом! Потом ко мне на вертолёте прилетела моя будущая супруга Екатерина, и мы несколько суток ждали прихода корабля, который нас забрал. Мы наблюдали полярное сияние, рядом плавали гигантские киты, по соседству жили моржи, белые медведи, которых подкармливали! Такое единение с природой нужно испытать каждому человеку.
По словам Ефремова, тяга к путешествиям с годами у него не ослабевает.
– Пока родная нижегородская земля даёт силы, буду ездить, плавать, летать, – улыбается главный нижегородский экстремал. – Это я делаю не для себя, ни ради какой-то славы. А ради людей, которым недоступны такие экспедиции. Поэтому собираю фотоматериалы, снимаю документальные фильмы.
А ещё Валентин Алексеевич признался, что хотел бы прожить до 130 лет. Зная целеустремлённость и характер этого человека, мы уже не удивимся ничему!