От базы данных — к базе знаний
Важнейшими инструментами, определяющими конкурентоспособность отечественной промышленности, становятся в наше время технические регламенты и стандарты. Вопросы реформы технического регулирования все чаще возникают при обсуждении путей модернизации российской экономики. Сегодня пришло понимание того, что ни создание новой инновационной продукции, ни строительство наисовременнейших зданий и сооружений невозможно без рыночной системы технического регулирования, адаптированной к ведущим мировым экономикам. Об этом говорилось на конференции в Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, в ходе которой ее участники детально обсудили вопросы реформирования системы техрегулирования. — Уже 7 лет прошло с того момента, как был принят закон о техническом регулировании, — сказал, открывая конференцию, заместитель генерального директора НАПП Геннадий Хомутов. — Но понимание необходимости гармонизации его с европейской модельюпришло лишь пару лет назад, когда в базовый закон были внесены концептуальные изменения. А в конце прошлого года на заседании Госсовета в Ульяновске Президент Дмитрий Медведев поставил задачу экстренной корректировки закона. Тогда же Госдумой был принят очередной блок поправок, которые дают существенный толчок развитию национальной стандартизации. Эти поправкинаправлены, прежде всего, на сближение технического законодательства России и ЕС. Как показывает зарубежная и лучшая российская практика, непрерывное обновление стандартов и их адаптация с лучшими мировыми аналогами являются существенным стимулом для модернизации промышленности. Поправки предусматривают пятилетний срок обязательного пересмотра стандартов и исключают окончательные сроки реализации реформы, поскольку совершенствование системы технического регулирования и научно-технический прогресс — процессы непрерывные и взаимосвязанные. Важнейшим шагом, который необходимо сделать предприятиям сейчас, является применение современных IT-технологий по созданию информационной и нормативно-правовой базы, которая служит методической основой модернизации производства. Иначе невозможно будет выдержать конкуренцию на мировых рынках, невозможно повысить эффективность производства и преодолеть последствия кризиса. Выступавший следом заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Игорь Сазонов, рассказав об итогах работы промышленности региона за минувший год, обратил внимание на необходимость создания наукоемких производств, модернизацию уже имеющихся и переход всей экономики на инновационные рельсы развития. Министр также считает недопустимым сокращение либо закрытие вообще на предприятиях служб контроля и стандартизации, хотя такая практика встречается сейчас достаточно часто, а на некоторых новых предприятиях эти службы и вовсе не создавались. Президент Нижегородского отделения «Российской академии проблем качества», генеральный директор ЗАО «НИЦ КД», заместитель председателя «Делового клуба качества и конкурентоспособности» при Совете НАПП Валерий Шолкин проанализировал деятельность менеджмента компаний в условиях технического регулирования. — Необходимо, в первую очередь, создавать условия тем компаниям, которые готовы к модернизации, — считает Валерий Георгиевич. — Увы, федеральное правительство почему-то поддерживает финансовый сектор и уже действующие крупные концерны, практически не уделяя внимания вновь создающимся инновационным предприятиям. Но не только от государства тут все зависит, техническое регулирование должно быть не только его заботой, оно должно осуществляться и на уровне самих компаний. К слову, затраты западных компаний на эти цели колоссальны. В Германии, допустим, 85 процентов работ по стандартизации финансирует бизнес и только 15 процентов — государство.По мнению Валерия Шолкина, техрегулирование — это тот элемент менеджмента знаний, механизм, который позволяет правильно реализовывать промышленную политику. Западноевропейские страны, промышленная политика которых направлена на поддержку инновационных предприятий, значительно легче пережили кризис, нежели Россия. А в том же Китае вообще никакого кризиса не было, поскольку промышленную политику этой страны иначе как агрессивной не назовешь. Участники конференции получили много полезной информации. В частности, выступающие рассказывали о том, что должна из себя представлять информационная система предприятий, как ее создать быстро, качественно и, по возможности, недорого. И, самое главное, как от базы данных перейти к базе знаний.