От близости – плюс, от соседства – минус
Может ли склад стать врагом для логистики? Где расположеналогистическая столица России – в Москве или в Нижнем? Эти и другие актуальныевопросы обсуждались на прошлой неделе участниками ежегодной конференции«Логистика Нижнего Новгорода – 2015».«Прелести» снижают спросНадо признать, что эта отрасль, пожалуй, как никакая другаяиспытала на себе все «прелести» как собственно экономического кризиса, так иволатильности валютного курса.В своем обзоре складского рынка России директор направленияпо работе с логистическими операторами международной компании Knight FrankРуслан Готыжев отметил, что в 2014 году на рынке качественной складскойнедвижимости объём предложения новых площадей составил около 1,2 миллиона м2,что на 40 процентов больше показателей предыдущего года. Но при этом спрос впоследнее время демонстрирует падение. Например, в Москве в 2014‑м былоприобретено и арендовано порядка 600 тысяч м 2, то есть в два раза меньше, чемгодом ранее.Узел для пресыщенныхЧто всё это значит для Нижегородского региона? Стариннаяпоговорка гласит: «Нижний – Москве сосед ближний». Близость к столице оборачиваетсядля местных логистических операторов как плюсами, так и минусами. В условияхперенасыщения столичных складских площадей товарами клиенты, естественно,обратятся к расположенному неподалеку мегаполису с удобными транспортнымиразвязками. Ведь Нижний Новгород – не только крупнейший город Приволжскогофедерального округа, но и значительный транспортно-логистический узел, черезкоторый проходит несколько трасс федерального значения. Развитие нижегородского«хаба» выглядит привлекательно как на федеральном, так и на региональномуровне, поскольку может обеспечить увеличение грузопотока, проходящего помеждународному европейскому коридору и Транссибирской магистрали.В городе функционирует множество торговых объектов. В нихприсутствуют практически все крупные федеральные и международные ритейлеры.Обеспеченность торговыми площадями – одна из самых лучших вРоссии – 351 м2 на тысячу жителей. Для сравнения: Казань: 316 м 2, Москва: 408 м 2 на тысячу жителей.Общий объём качественных складских помещений в Нижнем Новгороде оценивается в 650 тыс. кв. м, в том числе 310 тыс. – класс А и В.Избавить изюминку от зависимостиВ то же время, если в столичном регионе дефицита складскихплощадей не ощущается, выгоднее сгружать товары там, а не вести их в«прекрасное далёко».Есть у Нижнего как потенциальной «логистической столицы» ещеодин изъян, утверждает исполнительный директор АНО «Русская интермодальнаялогистическая ассоциация» Александр Лисин. Это отсутствие проработаннойконцепции развития.– Изюминка Нижнего – сочетание развитых железнодорожных,автомобильных и речных путей. Если будет налажено взаимодействие, чёткое распределениеролей между государством и частным бизнесом, то дело пойдет на лад.Действительно, с одной стороны, власти не обязаны заниматься проблемамискладских площадей, транспорта. Но в то же время понятно, что предпринимателине будут за свой счёт строить дороги, инфраструктура всегда относилась к сферегосударственной.Кроме того, склад, если он не хочет быть врагом логистики,должен быть не камерой хранения, а буфером, местом стечения различных грузов.Альтернатива импорту в том числе заключается и в поисках контрагентов,покупателей в ближайших регионах. Это уведёт нас от фатальной зависимости отМосквы как центра распределения.