От судоремонта — к судостроению
Городецкий судоремонтный завод в последние годы начал активно осваивать новые направления в своем бизнесе — строительство судов и выпуск оборудования для АЭС. Основанное еще в довоенные годы предприятие ранее занималось судоремонтом, выпускало более ста наименований сменно-запасных частей и насосные агрегаты. Но в начале века на ОАО «ГСРМЗ» (прежде оно называлось Городецкий судоремонтно-механический завод) начался резкий спад производства. На тот момент предприятие находилось в весьма плачевном состоянии. Практически все производственные корпуса требовали капитального ремонта: протекала кровля, начали разрушаться стены. Из-за повышенной аварийности Ростехнадзор запретил эксплуатировать все заводское крановое оборудование, литейный цех, являющийся основой производства на машиностроительной части завода, был закрыт. Подводная часть судоподъемного устройства, не имевшая капитального ремонта в течение 35 лет, могла обрушиться в любой момент, а проржавевшие нефтяные резервуары с находящимися в них мазутосодержащими жидкостями грозили району экологической катастрофой. В 2006 году на заводе сменился собственник: им стала группа акционеров КБ «Ассоциация». Новые хозяева вложили в модернизацию и реконструкцию предприятия более полумиллиарда рублей. Были проведены масштабные работы по восстановлению подводной части судоподъемного устройства — его грузоподъемность была доведена до проектных 3,9 тысячи тонн, отремонтирована и расширена наземная часть слипа. Теперь слип ООО «ГСРЗ» является одним из самых мощных и современных на Волге. Для производства ремонтных работ на нем можно разместить одновременно два строящихся судна длиной 135метров каждое, а также 22 единицы грузовых теплоходов класса «Волга-Дон» и «Шестая пятилетка». Суда большей длины может строить только завод «Красное Сормово». — После проведения на заводе всех восстановительных работ мы смогли приступить к ремонту судов, а также задуматься и о судостроении, — говорит генеральный директор ООО «ГСРЗ» Николай Упирвицкий. Для реализации судостроительных проектов было закуплено самое современное оборудование. Специалисты завода освоили новые технологии: автоматическую и полуавтоматическую сварку конструкций из судостроительных сталей, сборку объемных секций судна прямо в цехе, окраску его корпуса. Первым в этом направлении стал контракт на строительство корпуса танкера-химовоза, заключенный с голландской компанией NAVIA. Это судно ледового класса «река-море» длиной 135метров, шириной 16 метров и грузоподъемностью 7,2 тысячи тонн строилось в Городце полтора года и прошедшим летом было спущено на воду. Голландские специалисты высоко оценили работу городецких судостроителей — танкер IDUNA вошел в пятерку рейтинга самых качественных работ NAVIA — одной из крупнейших судостроительных компаний «страны тюльпанов». По результатам успешно выполненного первого заказа между NAVIA и ООО «Городецкий судоремонтный завод» был подписан договор о намерениях, касающийся производства еще одного подобного танкера. Но на ГСРЗ планируют осуществить и другие перспективные планы в области судостроения. Один из них — участие в проекте по производству судов для малых рек. В настоящее время на заводе начато строительство пассажирского колесного теплохода «Сура» для туристической компании «ГАМА». Судно вместимостью 40 пассажиров и водоизмещением 130 тонн, благодаря особенностям дизайнерских и конструкторских решений (осадка корпуса 60 см, новый тип колесного движителя) может заходить в реки, не являющиеся судоходными, причаливать к необорудованному берегу и с помощью колесной тяги самостоятельно сниматься с мели. Этот тип теплохода проекта «Золотое кольцо» включен в стратегию развития речного транспорта России. — Малые реки России — это огромный транспортный ресурс, не использовать который просто нерационально, — говорит генеральный директор ГСРЗ. — Я надеюсь, что к началу следующей навигации «Сура» будет спущена на воду. Причем если для голландцев мы строили только корпус судна, то теперь планируем полностью осуществить монтаж и окончательную сборку, то есть выполнить все работы под ключ. Еще одно перспективное направление для ГСРЗ: участие в строительстве АЭС, что, по словам Упирвицкого, будет существенным импульсом для развития предприятия, имеющего высокотехнологичное оборудование и квалифицированные кадры. Государственная лицензия, дающая заводу право на выпуск оборудования для атомных электростанций, получена, начато сотрудничество с «Росатомом». Как подчеркнул генеральный директор, добиться того, чтобы такая солидная госкорпорация включила завод из небольшого райцентра в число своих бизнес-партнеров, было непросто. Значит, продукция ООО «ГСРЗ» на государственном уровне оценивается весьма высоко. Автор благодарит помощника председателя правления по связям с общественностью КБ «Ассоциация» Ингу Васильеву за помощь в подготовке материала.