От тряпки сырой обыкновенной до дистанционного Интернет-образования
Компьютерщики говорят, что есть три стадии общения с компьютером: на «вы», на «ты» и на «ты, козел». В провинциальных российских школах большая масса учителей относится к первой категории. Дети зачастую обгоняют их, как олимпийские чемпионы начинающих атлетов.Информатизация учебных заведений является одним из направлений, на которое пристальное внимание обращает национальный проект. Хотя современная техника есть почти во всех домах, школы ее получать начали не так давно, особенно сельские. Соответственно и учителя не всегда знают даже, как компьютер включается.По федеральной программе компьютеризации сельских школ за счет федеральных, областных и средств местного бюджета к сельским детям все-таки пришли и компьютеры, и Интернет. В этом смысле грань между городом и деревней вроде бы стерлась. Но на местах получилось и так, что вся эта техника встала мертвым грузом, потому что ни как ею пользоваться, ни как обучать работе с ней детей, как использовать ее за рамками собственно образовательного процесса, никто не знал. Павловский район оказался в этой части на передовых позициях в Нижегородской области, занявшись, как это теперь называется, информатизацией, еще в 1986 году. Потому областное совещание-семинар «Информатизация сельских школ» с участием главных специалистов управлений образования, методистов информационно-диагностических служб, руководителей управлений образования районов области провели в начале марта на павловской земле во Дворце детского (юношеского) творчества.Виктор Шмелев,начальник отдела дошкольного и школьного образования областного департамента образования, ведший совещание, озвучил такие данные:- В России на сегодня 45 тысяч школ не имеют ни одного компьютера, 22 тысячи школ не подключены к Интернету. В рамках национального проекта предусматривается к 2008 году подключить каждую школу России к Интернету и в 45 тыс. школ установить классы компьютерной техники. Порядка трех триллионов рублей на это будет отпущено. Впервые компьютеры не будут закупаться ? будет размещен заказ на производство, и они будут иметь свою собственную модель.Только, прежде чем компьютерный класс оборудовать, пусть даже и техника будет, придется решить не один вопрос. Например, по согласованию с Роспотребнадзором.- Мне всегда непонятно, когда открывается компьютерный салон и на одном квадратном метре стоят три компьютера, почему-то заключение СЭС у нас в этом плане положительное. Когда же открываем компьютерный класс в какой-либо школе, начинается выкручивание рук, — сказал заместитель главы местного самоуправления Павловского района Михаил Богданов. — Непонятно отношение инспектирующих органов в плане выдачи заключений, производственного контроля. Мы работаем по этому вопросу, но где же антимонопольная служба, о которой много говорят, когда дело касается расценок служб гигиены и профилактики?Несмотря на то, что в рамках целевой программы развития единой образовательной информационной среды 2001 – 2005 годов поставлено свыше 8 тыс. компьютеров, около 1500 принтеров, 500 мультимедийных проекторов, свыше 100 сканеров, 818 общеобразовательных школ региона (60 проц.) имеют кабинеты основ информатики и вычислительной техники, не во всех районах этой техники достаточно. Например, в школах Ардатовского района на один компьютер приходится 50 учеников, в Краснобаковском — 56, в Богородском — 53, в Шахунском — 73 школьника, в Сокольском — 80, в Дзержинске — 79, в Н. Новгороде — 60. В среднем же по области на один компьютер приходится 45 учащихся (данные по России на 1.01.2006 г. ? 1:42).Но как используется техника? Об этом было выступление заместителя начальника отдела дошкольного и общего образования областного департамента Натальи Малойкиной. Она отметила, что 63,3 проц. педработников в области прошли курсовую подготовку ? однако на практике не более 50 проц. из них могут использовать компьютер в качестве технических средств обучения. Хотя в соответствии с инструктивным письмом Минобразования РФ компьютеры должны использоваться до 12 часов в день, в ряде районов компьютеры задействованы чуть больше часа в день, в основном в учебном процессе, и не используются в рамках дополнительного образования, внеклассной и кружковой работы, в управлении образованием, при организации учебного процесса?Павловчанам же уже можно говорить о какой-то своей «компьютерной» истории. Начальник управления образования Павловского района Александр Снаров обозначил ее вехи:- В начале 90‑х годов я работал директором школы. Когда после допотопной техники вдруг к нам пришли первые компьютеры с цветными дисплеями ? это было что-то. Люди ходили, как на выставку, и смотрели на красивую технику. Уже к 1994 году, когда еще Интернет не работал повсеместно, в Павлове (впервые в Нижегородской области) отрабатывалась электронная почта. Мы участвовали в проекте Национального географического общества США, и ученики школы смогли обмениваться информацией со сверстниками в Японии, Америке… К 2000 году мы уже имели солидную базу компьютеров первого поколения. Потом вступили в программу по информатизации и благодаря поддержке прежде всего главы администрации теперь у нас 256 компьютеров нового поколения (один на 36 учеников). Те, что были до них, мы передали в дошкольные образовательные учреждения. Так что по оснащенности этой техникой мы даже впереди среднероссийского показателя. Все наши средние школы имеют электронные адреса, выход в Интернет: три школы и информационно-диагностический кабинет управления образования работают по выделенной линии. Надо ломать расписание школьное, чтобы кабинет информатики стал открытым, чтобы любой учитель мог прийти туда. Интернет должен быть не игрушкой для детей, а инструментом.Эту «картинку» раскрасили рассказы руководителей учреждений образования района. Так, средняя школа № 7 постепенно начинает применять дистанционное обучение, а компьютерные программы и проекты по школьным предметам, разработанные учителями школы, занимали призовые места даже во всероссийских конкурсах. В Лаптевской основной школе компьютер используется в урочное время, он же позволяет на современном уровне вести воспитательную работу, делопроизводство. Мониторинг всех направлений учебно-воспитательного процесса с помощью компьютеров проводят в средней школе № 3, что позволяет увидеть результаты деятельности педагогического коллектива, скорректировать работу. Одна из пока трудно решаемых проблем ? учителя-предметники порой просто отказываются работать с информационными ресурсами. Однако уже и в сельских школах переходят на работу с применением компьютера даже преподаватели начальных классов, как, например, в Тумботинской средней школе № 1. Постепенно информатика как факультатив, кружок появляется в среднем и начальном звене.Но чтобы учитель мог стать если не хакером, то хотя бы грамотным пользователем, его этому надо научить. Как и где? Павловчане это делают, не выезжая за пределы района, а порой и за пределы сельских школ с помощью Интернет-ресурсов, электронной почты и связи с ресурсами информационно-диагностического кабинета управления образования, где создан компьютерный центр. При ИДК работают группы педагогов-предметников, постоянно действует обучающий семинар, несколько школ являются экспериментальными площадками в части применения компьютерных технологий. Компьютеры пришли в школьные библиотеки. Для оперативного обмена информацией со школами разработана специализированная система сбора, обработки, анализа, хранения и передачи информации, действует сайт управления образования.Подводя итоги семинара, В. Н. Шмелев заметил, что школа сегодня переживает то же самое, что Киргизия в ХХ веке, когда ей надо было из феодального общества вдруг оказаться в капитализме. Не так давно понятие ТСО (технические средства обучения) в учительской среде с иронией расшифровывали как «тряпка сырая обыкновенная», потому что, кроме школьной доски, мела (не всегда хорошего) и учителя (не всегда соответствующей квалификации), почти ничего и не было. Теперь появляется современная техника и нужно, чтобы она не оставалась просто дорогостоящим железом.