В Нижнем Новгороде открылась круизная навигация. От речного вокзала отправились вверх по Волге три четырёхпалубных судна. Всего в этом году из Нижнего Новгорода в рейсы выйдут более 30 теплоходов. Куда могут отправиться нижегородцы по реке и не станет ли препятствием обмеление Волги, о котором в последнее время так много говорят?
Всё в одном
Навигацию открыли теплоходы «Лебединое озеро», «Дмитрий Фурманов» и «Константин Симонов». Неизменный марш «Прощание славянки», длинные гудки – «до свидания!» городу, взмывшие в небо разноцветные воздушные шары, и – белоснежные теплоходы, один за другим развернувшись у Канавинского моста, направились в сторону Чкаловской лестницы, а затем, ещё раз развернувшись, – на Москву.
Провожающие и первые туристы этой навигации долго махали друг другу. И сразу обратило на себя внимание то, как много народу на палубах, и это притом что цены нельзя назвать низкими.
– Действительно, речные круизы, на первый взгляд, удовольствие недешёвое, – пояснил нам председатель совета директоров круизной компании «Созвездие» Александр Соснин. – Из чего складывается цена? Теплоход расходует 7-8 тонн топлива в сутки. Его стоимость – 60 тысяч рублей за тонну. Добавим расходы на содержание и ремонт судна, содержание команды и многое другое. Но что такое речной круиз? Это всё «в одном флаконе». Теплоход – это и средство транспорта, и гостиница, и ресторан, и развлекательная программа. Не нужно ни о чём беспокоиться. Если взять береговой тур со всеми переездами, расходами на проживание, питание, то примерно получим те же суммы.
И стар, и мал
Представители речной туриндустрии не скрывают, что с турецкими курортами теплоходам сложно конкурировать.
– Вернее, непросто конкурировать с горящими турами в Турцию, – уточняет Александр Соснин. – Но мы и не стремимся, потому что это совершенно разные жанры. Во всём мире речной круиз – лучший способ знакомства со страной. И в России на сегодня речной туризм развит. Работают около сотни теплоходов. Комфортная скорость 20-25 километров в час позволяет полюбоваться пейзажами, остановки во время круизов – в самых интересных местах.
По словам нашего собеседника, речные круизы становятся всё более популярными. Причём путешествуют люди самого разного возраста. Например, короткие круизы выходного дня предпочитают семьи с детьми.
– Вообще на наших теплоходах самому юному туристу было 6 месяцев, самому пожилому – это было в прошлом году – 95 лет, – сообщил Александр Соснин.
Рост популярности речных круизов подтверждает генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский:
– В этом году мы фиксируем рост спроса на майские круизы по России в пределах 10-15 процентов и связываем это с общим повышением информированности россиян о таком виде путешествий и желанием туристов разнообразить свой отдых.
К слову, самый продолжительный путь из Нижнего Новгорода пройдёт теплоход «Александр Бенуа» – до Ростова-на-Дону и обратно. Туристы побывают в Свияжске, Казани, Саратове, Волгограде, Чебоксарах, а всего в 19 городах.
Водные процедуры
Однако есть у круизного туризма и свои сложности. В частности, это проблема обмеления Волги, о которой в последнее время говорится очень много. В 2014 году из-за низкого уровня воды закрыли путь теплоходам на Москву, Санкт-Петербург – круизные лайнеры не могли преодолевать участок в районе Городца. Не повторится ли такое в этом году?
– Уровень воды – это сложная тема, глубины «гуляют». Но гидроспециалисты научились регулировать расход воды, приспособились к ситуации, – комментирует Александр Соснин. – Вода для прохода больших судов даётся один раз в день. Именно поэтому из Нижнего Новгорода вверх по Волге Суда уходят в 9 часов утра, а прибывают в Нижний Новгород – в 14 часов. В крайнем случае берётся расписание больших судов, и только в эти даты дают достаточное количество воды. Но на самом деле мы к этому очень сильно привязаны, и поводы для беспокойства есть. Например, судно идёт с нижней части Волги и, скажем, из-за тумана опаздывает в Нижний Новгород, не успевает к 9 часам утра. В этом случае теплоход может застрять в Нижнем на целые сутки...
Представители круизного бизнеса на Волге признаются, что связывают надежды со строительством гидроузла в районе Большого Козино. По их мнению, это решит проблемы судоходства и повлечёт развитие речного туризма.
Что почём?
Нижний Новгород – Москва — Нижний Новгород, 8 дней – от 43 600 рублей (здесь и далее - стоимость за одного человека).
Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Нижний Новгород, 13 дней – от 68 500 рублей.
Нижний Новгород – Астрахань – Нижний Новгород, 13 дней – от 75 600 рублей.
Нижний Новгород – Ярославль – Нижний Новгород, 4 дня – от 25 700 рублей.
Нижний Новгород – Волгоград – Нижний Новгород, 10 дней – от 52 000 рублей.
Нижний Новгород – Казань – Нижний Новгород, 4 дня – от 23 800 рублей.
Нижний Новгород – Чкаловск – Кострома – Нижний Новгород, 3 дня – от 16 500 рублей.
Стоимость отдыха зависит от маршрута, конкретного месяца, комфортабельности теплохода.