Памятник «народному» директору Горьковского автозавода Борису Видяеву установили в Нижнем Новгороде. Инициатор создания памятника – промышленник Олег Дерипаска. Торжественное открытие монумента состоялось 22 июля при участии родственников легендарного руководителя, представителей автомобильного завода и администрации Автозаводского района, автора скульптуры и общественных деятелей. Проект реализован в рамках программы по благоустройству «Новый социальный вектор», инициированной рабочими советами предприятия.
Легенда района, города и страны
Скульптура расположена в сквере имени Бориса Видяева на проспекте Ильича – недалеко от дома, где он жил. Почетное право открыть памятник было предоставлено генеральному директору «Группы ГАЗ», руководителю координационного совета программы «Новый социальный вектор» Александру Золотареву и дочерям Бориса Видяева – Наталье Воротниковой, Татьяне Пастух и Елене Пушкиной.
«Борис Павлович — это легенда нашего Автозаводского района, города, области и всей России, – сказал Александр Золотарев. – Я очень благодарен профессиональной команде, которая принимала непосредственное участие в создание этого монумента. Это очень хороший подарок городу. Судьба и трудовой путь нашего «народного» генерального директора навсегда останутся частью истории Горьковского автомобильного завода и всего Нижнего Новгорода. Многое из того, что сейчас есть на заводе и в Автозаводском районе, было заложено при Борисе Павловиче Видяеве».
Борис Видяев проработал на предприятии более 40 лет и прошел трудовой путь от формовщика литейного цеха до генерального директора Горьковского автозавода, которым он руководил с 1986-го по 1996 год. Именно он принял оказавшееся судьбоносным решение о разработке и производстве легкого грузовика «Газель», который стал невероятно востребованным в условиях зарождающегося капитализма. В этом году «Газели» исполнилось 30 лет: автомобиль оказался настолько успешным, что его выпускают до сих пор. Грузовик обрел современные черты и получил новое оснащение, но пользуется всё такой же большой популярностью у представителей различных отраслей экономики.
«Он очень любил людей»
Те, кто работал под руководством Бориса Павловича, отзываются о нем как о талантливом и дальновидном организаторе, профессионале, который при этом всегда был социально ориентированным, за что и получил звание «народного» директора автозавода. Он был очень требовательным, но справедливым руководителем.
«Он очень любил людей, – вспоминает председатель Совета ветеранов Горьковского автозавода Владимир Свешников. – Решение грандиозных в то время задач Борис Павлович сочетал с социальной программой: она была очень обширная и многогранная. На заводе шло строительство жилья, народ видел, насколько он заботился о трудовом коллективе. Поэтому звание «народного» директора – это вполне заслуженно».
Эти слова подтверждает и Эдуард Кузин, который с 1984 по 2008 год работал начальником БТК цеха колес и труб и лично был знаком с Борисом Видяевым.
«Вклад этого человека в историю развития и сохранения Горьковского автозавода и района в целом трудно переоценить. Он был очень ответственным за судьбу автозавода и судьбу его работников. Люди его уважали, и он действительно был этого достоин», – сказал Эдуард Кузин.
Перед скульптором стояли непростые задачи
Автором бронзового монумента выступил известный нижегородский скульптор Алексей Щитов. По его словам, работа была не из легких, ведь предстояло выполнить три задачи: отразить величие Бориса Видяева как руководителя, передать его открытость к народу, а также показать его роль в создании «Газели».
«Я работал над монументом два года, – рассказал Алексей Щитов. – Было создано очень большое количество эскизов. В этом деле помогли в первую очередь воспоминания современников, а также огромное количество фотографий и видео, которые предоставили дочери Бориса Павловича».
Памятник действительно получился монументальным, мощным и впечатляющим. По замыслу создателя он отражает момент, когда Борис Павлович зашел в конструкторское бюро, кинул пиджак на кресло и, оперевшись локтем о стол, принялся обсуждать с коллегами проект будущей «Газели», миниатюрный макет которой также является частью мемориала.
«Работа на заводе всегда была важна для папы, – поделилась воспоминаниями средняя дочь Бориса Видяева Татьяна. – Даже когда он ушел на заслуженный отдых, он всегда интересовался заводом и его жизнью. Наш папа – яркий пример преданности своему делу для новых поколений, и мы им гордимся! Благодарю от всей нашей семьи руководство Горьковского автозавода за сохранение памяти об отце».
«Газель» позволила заводу выжить
Как уже упоминалось выше, при Борисе Видяеве был налажен выпуск «Газелей» – успешных коммерческих автомобилей, которые производятся в Нижнем Новгороде по настоящее время. К разработке автомобиля приступили в 1989 году, и уже в 1991-м был собран с нуля первый макетный образец будущей «Газели». По воспоминаниям современников, Борис Павлович Видяев лично контролировал все этапы производства. После всех необходимых испытаний и доработок в 1994 году машина была запущена в серийное производство.
В девяностые, на заре рыночной экономики, легкий полуторатонный грузовик был, как и сейчас, нарасхват у предпринимателей: автомобиль позволял перевозить грузы по всей стране, при этом обладал высокой ремонтопригодностью, был легок в управлении и неприхотлив в обслуживании. Кроме того, водителю не требовалось проходить специальное обучение – как и для легковушки, для «Газели» подходят права категории «В».
«Как руководитель Борис Павлович – большой человек, – уверен ветеран Горьковского автозавода Владимир Кузоватов. – Потому что в трудные времена он сделал всё, чтобы завод не развалился, что позволило людям выжить. Он наладил выпуск «Газелей», и это подняло завод с колен и вывело предприятие на новый уровень».
За свои заслуги в сфере машиностроения Борис Видяев был награжден орденами Трудового Красного знамени, «Знак почета». В 2003 году стал лауреатом премии правительства РФ в области науки и техники. Ему были присвоены звания «Ветеран автомобильной промышленности», «Заслуженный работник промышленности СССР», «Почетный гражданин Нижегородской области», «Заслуженный автозаводец», «Заслуженный ветеран ОАО «ГАЗ», лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Автор: Ирина Швыркаева