В Нижнем Новгороде проходит фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities – спецпроект Московской международной биеннале молодого искусства. В рамках темы «Города будущего» нижегородцам предлагают познакомиться с работами пяти авторов и объединений, выполненными в технологии дополненной реальности (AR). Для просмотра арт-объектов необходимы смартфон и доступ к сайту rosbank.futurecities.art. Без гаджета арт-объект не разглядеть.
Корреспондент сайта Pravda-nn.ru одним из первых прошел весь арт-маршрут и поделился своими впечатлениями.
Несмотря на непогоду, вечером пятницы у здания «Нижполиграфа» собрались журналисты, художники, студенты и просто интересующиеся искусством нижегородцы. Для нас провели инструктаж по пользованию сайтом фестиваля и выдали карту с отметками арт-объектов. Маршрут состоял из пяти точек: сквер им. Свердлова, парк им. Кулибина, Нижневолжская набережная, ул. Большая Покровская, 15; Набережная Федоровского.
Дождь кончился, и наша группа, вооружившись смартфонами, отправилась на первую локацию – в парк им. Кулибина. В этом парке, рядом с храмом святых апостолов Петра и Павла, нас ожидал первый арт-объект – скульптура Яна Посадского «Памятник всему».
Дойдя до места назначения, мы ничего нового не увидели. Церковь, дорожки, деревья… Тогда организаторы предложили нам достать смартфоны и навести камеру на церковь. И тут рядом с храмом появился памятник!
Уникальный арт-объект вызвал восторг у каждого члена группы, в особенности у детей.
- А почему в телефоне есть памятник, а тут его нет? – удивленно спросила девочка лет семи.
Члены группы принялись увлеченно рассматривать экраны своих смартфонов. На постаменте одна за другой сменялись статуи. Оказывается, с помощью нейросети художник Ян Посадский составил базу данных из фотографий памятников в российских городах и создал на их основе некий гибрид. Всего в работе представлены 300 памятников.
Дополняет арт-объект «Памятник всему» необычный саундтрек «Гимн всему», написанный композитором Александром Василенко. В его произведении смешались культовые мелодии, от торжественных до дворовых.
Так состоялось наше знакомство с искусством в формате дополненной реальности. Следующая точка назначения – сквер им. Свердлова, где находится Digital-скульптура Софьи Скидан «What Is Hidden Does Not Need to Be Hidden».
Наша группа прибыла в нужное место и принялась рассматривать следующий арт-объект. Скульптура «Все, что скрыто, не обязательно должно быть скрытым» создана для цифровой медитации и замедления в перенасыщенной информацией городской среде. Полностью погрузиться «в момент» помогает медоточивое повествование, записанное самой художницей.
Пока одни члены группы рассматривали скульптуру на экранах смартфонов, делились впечатлениями друг с другом и делали фотографии на память, другие в это время надели наушники, закрыли глаза и будто выпали из реальности, погрузившись в глубину своего сознания.
Так и раскрывается смысл скульптуры: кто-то способен остановиться на несколько минут, отложить свои дела и любую мысль об этих делах, «побыть в моменте», а кто-то продолжает следовать ритму города, непрерывному потоку информации, своим планам в определенное время и в определенном месте.
- Да уж, после такого перфоманса и на город смотришь, будто на произведение искусства. Побольше бы таких мероприятий! – послышался мужской голос из толпы.
Пора идти дальше. Следующая остановка - ул. Большая Покровская, 15. На этом месте, под открытым небом, среди большого скопления людей и уличных музыкантов, расположился арт-объект «Невыносимая бесконечность быть подключенным к Сети» от Digital Object Alliance – дуэта художниц Саши Пучковой и Ани Леоновой.
В зоне нахождения арт-объекта на экранах смартфона появляется столб, от которого в никуда уходит электросеть, выражая ту самую «бесконечность…».
- Только подумайте: мы стоим на пороге инновационных беспроводных технологий. А чтобы вся эта «крутая» техника работала, нам нужны провода, электричество. Теперь представьте, если всем электричество отключат, что тогда делать будем? – рассуждает пожилой мужчина в очках. Эти рассуждения, пожалуй, наиболее полно раскрывают смысл инсталляции, подчеркивая неизбежность «бесконечного подключения к Сети».
В нашей следующей точке – на набережной Федоровского – находится арт-объект Анны Таганцевой-Кобзевой «Пыльца» - проект о том, как может выглядеть огромный объем передаваемых через сеть данных в мире природы.
Завершился арт-маршрут на Нижневолжской набережной, где мы рассматривали арт-объект Кирилла Макарова «Доверие».
Мы проходим под Канавинским мостом. На бордюре подсказка: «Искусство – здесь». Значит, мы на месте. Сканируем локацию, и под мостом появляется «ДОВЕРИЕ».
- А вот и то, чего в современном обществе не существует! – обреченно воскликнула девушка. Все вокруг улыбнулись.
В чем-то она права. Каждый человек так или иначе делится своей жизнью в Интернете. Он может разместить фотографию с вечерней прогулки, а может одним нажатием дать доступ к своей геолокации приложению по доставке еды. И если в первом случае человек целенаправленно делится информацией с друзьями, которым он доверяет, то во втором – его местонахождением завладел «незнакомец из приложения».
Работа художника заставляет задуматься о том, что «незнакомцы из приложений» знают о нас больше, чем те, кому мы доверяем, а на основе информации, которую люди публикуют в своих социальных сетях, можно составить «цифровой портрет» каждого человека, понять его интересы и жизненные ценности, охарактеризовать поведение, иными словами: повесить ярлык – хороший он или нет.
Фестиваль Rosbank Future Cities никого не оставит равнодушным. Познакомиться с «новым искусством» можно до 1 августа. За прохождение всех локаций участники события получат подарок: билет в Арсенал и галерею FUTURO.
12+
Елена Подгол