Павел Солодкий: «За пять лет численность работающих в малом и среднем бизнесе должна вырасти на 30 %»
Газета "Нижегородская правда (понедельник)" №8 от 04.02.2019
Подписка на газетуРазвитое малое и среднее предпринимательство говорит о сильной и крепкой экономике. Неудивительно, что этому направлению посвящён отдельный национальный проект. А как нижегородский бизнес чувствует себя сейчас и что изменилось за последние несколько лет? На что жалуются предприниматели и каких перемен ждут? Об этом и многом другом мы поговорили с уполномоченным по правам предпринимателей в Нижегородской области Павлом СОЛОДКИМ.
Курс на инвестиции
– Павел Михайлович, недавно по поручению главы региона Глеба Никитина во всех муниципалитетах области появились инвестиционные уполномоченные. На ваш взгляд, как это повлияет на развитие бизнеса? Насколько проще будет инвесторам реализовывать свои проекты в регионе и насколько важна такая инициатива?
– Инициатива замечательная. Учитывая, что сегодня идёт борьба за инвестиции, очень важно появление ответственных в этой сфере людей на местах.
Но мы понимаем, что роль личности в истории никто не отменял. Мало их назначить, они должны стать патриотами своих территорий. Важно, чтобы инвестиционные уполномоченные были сосредоточены не только на внешних инвестициях, но и учились растить своих инвесторов – людей, которые живут в их посёлках, сёлах, малых городах.
– В своём выступлении в ходе презентации стратегии развития региона в конце 2018 года губернатор отметил, что нагрузка на бизнес должна быть сбалансированной. Так, уже сокращается количество проверок в рамках регионального надзора. Вы также неоднократно обращали внимание на необходимость снижения административных барьеров. На ваш взгляд, есть ли позитивные изменения в этом вопросе по итогам 2018 года?
– В 2018 году были озвучены майские указы президента, из которых следует, что будет оказана серьёзная поддержка малому и среднему бизнесу. В национальном проекте, посвящённом МСП обозначены чёткие цифры по доле в экономике, по численности работающих.
Одновременно с этим в прошлом году была принята стратегия развития региона. Перед областью стоят амбициозные цели и задачи, например, за пять лет численность работающих в малом и среднем бизнесе должна вырасти на 30 %. Но важно, чтобы каждый чиновник, каждый госслужащий был причастен к этому. Если на муниципальном уровне руководители, контрольно-надзорные органы будут выполнять свою работу ради галочек и количества штрафов, то ничего не получится. Необходимо всем вместе тянуть эту лямку и выполнить поставленные задачи. Тогда и людей в бизнесе будет больше, и мы создадим тот средний класс, который должен появиться в новой России.
Добро пожаловаться
– Сколько жалоб и обращений от предпринимателей получил аппарат уполномоченного за 2018 год? Это больше это или меньше, чем в 2016 – 2017 годах?
– Хотел бы сразу оговориться, что количество жалоб, поступающих в аппарат, – это не показатель нагрузки на бизнес, потому что в начале развития института уполномоченного немногие знали о нём. Это раз.
Во-вторых, есть не единичные случаи, когда люди приходят посоветоваться, но жалобу оформлять не хотят, опасаясь сведения счётов. Но мы как госорган должны работать на основании конкретных жалоб от конкретного лица. Поэтому приходят за консультацией, чтобы понять, как двигаться дальше.
Так вот в 2016 году поступило 280 письменных обращений, в 2017‑м – 398 жалоб, а в 2018‑м – 375. Также мы зафиксировали, что если в 2017 году в федеральный центр, в адрес уполномоченного при президенте по правам предпринимателей Бориса Юрьевича Титова от нижегородцев поступило 20 жалоб, то в прошлом году только три. То есть к нашему, местному, органу появилось больше доверия – люди приходят и чувствуют поддержку, поэтому обращаются сразу к нам напрямую.
– С какими вопросами чаще всего обращаются? В каких сферах деятельности больше всего проблем, на ваш взгляд?
– В первую очередь это жалобы на контрольно-надзорные органы, проверки. Много жалоб было в прошлом году на повышение тарифов «Водоканала», по проверкам МРСК, по счётчикам, по брошенным сетям.
Причём претензии порой такие, что компании оказываются на грани банкротства. Например, на «Линдовскую птицефабрику» попытались повесить линии электропередач, которые у них на балансе никогда не стояли и никогда им не принадлежали. Сначала сумма была четыре миллиона, потом 10 миллионов, наконец, стала достигать десятки миллионов рублей. Представьте, что это за сумма для предприятия, где работают 1,5 тысячи человек и рентабельность буквально несколько процентов. Это могильная плита для предприятия.
В 2018 году велась большая работа по наведению порядка в отношении нестационарных торговых объектов, но ситуация, к сожалению, пока далека от идеала.
Фиксировались жалобы на систему весогабаритного контроля.
– Есть ли среди обращений и жалоб необоснованные или связанные с попыткой некоторых бизнесменов привлечь внимание к своей деятельности, манипулировать общественным мнением и СМИ?
– Такие случаи, к сожалению, тоже бывают. В начале нашей деятельности вспоминается нашумевшее дело предпринимателя, бывшего руководителя «Волго-Вятской строительной компании» Котельникова, который занимался строительством долгостроя на Сенной. Очень много говорилось об этом деле в СМИ, но после определённых процессов предприниматель покинул Россию, оставив предприятие в состоянии банкротства.
Также вспоминается ситуация с павловской компанией «Габбиано», у которой был конфликт из-за здания цеха, который администрация требовал снести. Конфликт развивался с привлечением федеральных телеканалов. представители полпредства, губернатор, Общественная палата, Народный фронт – все были привлечены к решению вопроса. А по факту выяснилось, что объект, который предприниматель называл швейным производством, строился как частный дом физическим лицом.
Из последних случаев – спор между городской клинической больницей № 13 и Нижегородским кардиохирургическим центром, который арендовал площади на территории больницы. Больница решила разорвать договор аренды, предприниматель с таким положением дел не согласен. Но вместо цивилизованной медиации к решению вопроса привлекаются СМИ, делаются обвинительные статьи, хотя сам спор сейчас рассматривается в суде, и только эта инстанция может сделать окончательные выводы.
Хочется, чтобы предприниматели научились работать в правовом поле. Мы призываем вести цивилизованный диалог, цивилизованный спор в судебной плоскости и чётко выстраивать свою позицию. Это гораздо эффективнее.
Налоги, которые мы выбираем
– В прошлом году в Нижегородской области сменился глава УФНС. Деятельность экс-руководителя нижегородской налоговой Владимира Шелепова вы не раз критиковали. Изменилось ли что-то с приходом нового руководителя? Изменилась ли как-то работа налоговой с предпринимателями?
– С приходом Виктора Большакова изменилось многое: начали работать общественные советы, начали проводиться коллегии, которые не проводились или проводились, но на них не приглашались представители бизнес-сообщества. Начался диалог, и мы подписали соглашение о сотрудничестве между аппаратом уполномоченного и этим органом.
Жалобы есть, но их стало значительно меньше. По нашим обращениям жалобы рассматриваются в особом порядке. Но, к сожалению, есть особенности нашего законодательства, которые, к примеру, позволяют налоговым органам длительное время не возвращать изъятые компьютеры, хотя у другим, силовым, структурам это предписано сделать в течение пяти дней.
Сейчас у нас на контроле жалоба одного коммерческого предприятия, где с августа месяца и до сих пор не возвращены компьютеры. Специалисты налоговые говорят, что они нужны для определённых действий. Мы охотно верим, но вести бизнес, если вся база в компьютерах, проблематично.
Но тех вопиющих случаев, когда был невозврат НДС по якобы техническому сбою и непринятию отчётности, которые массово были в конце прошлого года, таких случаев уже нет. И это очень важно. И мы видим, что определённые выводы были сделаны и контакт налажен.
– Что вы ждёте от 2019 года? Какие задачи для аппарата уполномоченного станут приоритетными в этом году?
– Мы ждём реализации майских указов в части тех серьёзных форм поддержки, которые они сулят бизнесу. Очень важно, чтобы все ветви власти были проникнуты этой идеей и задачей.
Знаете, когда Глеб Сергеевич Никитин на Нижегородской ярмарке встречался с предпринимателями, вёл открытый диалог на протяжении нескольких часов, не стесняясь никаких вопросов, никуда не убегая, отодвинув все дела, когда губернатор заинтересованно решает вопросы — это пример того, как главам нужно взаимодействовать с теми, кто создаёт рабочие места и платит налоги. Я ожидаю вот таких посылов на местах