ПАЗ: перепрыгнуть точку безубыточности
Снижение себестоимости и нахождение рынка сбыта, пожалуй, главные задачи на ближайшее будущее для коллектива Павловского автобусного завода. Это подчеркнул губернатор Валерий Шанцев во время своего визита на предприятие 10 апреля. Осмотрев модельный ряд автобусов и цеха завода, Валерий Павлинович отметил, что на ПАЗе произошло резкое снижение объемов производства из-за снижения закупок производимых здесь автобусов. Но уже действует антикризисная программа, предусматривающая снижение себестоимости продукции и оптимизацию производства. Результаты, подчеркнул губернатор, есть: в январе здесь выпустили 67 машин, в марте уже 420, в апреле планируется выпуск с конвейера более 500 «пазиков», выйдя на безубыточность. Как рассказали управляющий директор ПАЗа Андрей Васильев и председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин, качество автобусов достойное, спрос есть, причем те, кто покупает новые модели, обращаются за машинами повторно. Справка «НП». Павловский автобусный завод, основной производитель малых автобусов в России, входит в десятку крупнейших автобусостроительных заводов мира. Производственная линейка — более 30 модификаций. В 2008 году произведено 13912 автобусов, что на 7,4 проц. ниже уровня 2007 года (15031 машина). Падение объемов производства в I квартале 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, составило 78,4 проц. Убытки предприятия за январь — март 2009 года — 138 млн 266 тыс. рублей. При этом дебиторская задолженность составляет 929 млн 292 тыс. руб., кредиторская — 779 млн 127 тыс. руб. В 2009 году планируется выпустить и продать 8197 автобусов — меньше, чем в 2008 году, на 41 проц. На встрече с журналистами губернатор рассказал, что на ПАЗе пришлось оптимизировать численность работающего профессионала: сокращено чуть более 1000 человек, уже трудоустроены 860. Руководители завода говорят, что при увеличении объемов производства высвобожденные квалифицированные работники будут приглашаться на работу снова. Сейчас на предприятии трудятся 3530 человек. Закупка автобусов для муниципальных пассажирских предприятий районов Нижегородской области (порядка двухсот, из которых уже сто пришли пассажироперевозчикам), программа «Школьный автобус», стимуляция коммерческих структур, приобретающих «пазики», — вот только некоторые из перечисленных Валерием Шанцевым мер господдержки, которые будут оказываться павловским машиностроителям. — Нравится, что здесь работают на будущее, — заметил он. — Модельный ряд разрабатывается на далекую перспективу, имея хорошие качественные показатели. Выход с конвейера бездефектной техники повысился примерно в полтора раза. Это очень серьезное современное предприятие. Среди антикризисных мер, предполагаемых руководством предприятия, — обмен старых машин на новые (при возврате на завод отработавшей свой срок техники можно будет купить новую по более низкой цене), загрузка работой, которую раньше отдавали на другие производства. По плану «Группы ГАЗ» все предприятия, в нее входящие, с 1 июля нынешнего года должны выйти на точку безубыточности. ПАЗ планирует начать получать прибыль, выпуская около 900 автобусов в месяц, уже летом-осенью. Кстати, в Павлово возвращается выпуск автобусов-длинномеров и туристических машин.