Site icon Нижегородская правда

Первый пошел: как подготовить ребенка к походу в школу

Для тысяч маленьких нижегородцев и их родителей стремительно приближается День знаний. Поступление в школу кардинально меняет жизнь ребёнка, поэтому родителям надо заранее подготовить его к грядущим трудностям. Что же можно сделать за оставшиеся дни, чтобы максимально адаптировать будущего первоклашку к школьным ритмам, дабы уменьшить стрессы от похода в первый класс?

 

Совет 1. Устанавливаем режим дня

 

Психологи советуют начать будить ребёнка раньше привычного времени хотя бы за пару недель до школы. Подъём должен соответствовать тому времени, в которое маленький школьник будет вставать каждый день, чтобы успеть умыться, позавтракать, одеться, дойти до школы и занять свое место за партой в классе перед началом урока. Ребенок должен хотя бы немного привыкнуть к новому распорядку. Режим дня надо максимально приблизить к тому, что будет у него в течение ближайших девяти месяцев.

Например, если ребенок привык просыпаться в 9 часов, начните будить его на 10 минут раньше с каждым днем. После приступайте к утренним ритуалам, которые у школьника будут обязательными: умывание, завтрак и т. п.

Совет 2. Правильно питаемся

 

Приучите ребенка завтракать по утрам. Накормить с утра пораньше школьника – задача непростая. Одни с раннего детства едят «всё, что не приколочено», других, чтобы заставить позавтракать, нужно постараться. Здесь придётся подключать свою изобретательность.

Для начала определитесь, что больше всего любит ребёнок. Если это молочные продукты, вы можете предложить: кашу, мюсли, йогурт, творог, сырковую массу, сырники, творожную запеканку, мусс или пудинг, бутерброд с сыром. Если это мясные продукты – яйцо, рыбу, омлет, тефтели, мясные рулеты и запеканки, пудинги и пр. Завтрак можно запить чаем, какао с молоком или соком. Главное правило – никакой сухомятки. Завтрак должен быть горячим.

Если ребёнок завтракать не привык, начните с чашки йогурта, через пару дней добавьте хлопья, ещё через три-четыре дня предложите полноценный завтрак.

Родителям лучше заранее выяснить, чем и в какие часы ребёнок будет питаться в школе. Попробуйте дома за неделю до 1 сентября подстроиться к этому режиму с включением в рацион, может быть, ещё незнакомых ему продуктов. Тем самым вы сгладите резкую смену обстановки, режима дня и рациона питания.

Совет 3. Заботимся о здоровье

 

Не относитесь к получению медсправки для школы, как к простой формальности. Если есть опасения, что ребёнок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с участковым педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным советом, а в случае необходимости порекомендует препараты, укрепляющие иммунную систему.

Если у ребёнка есть какое-либо серьёзное хроническое заболевание, то противорецидивные препараты он должен начать принимать до того момента, как сядет за парту. Все эти лекарства необходимо принимать с первого учебного дня, рекомендуют врачи.

Совет 4. Вырабатываем усидчивость

 

В первом классе уроки длятся полчаса – непоседе, даже посещавшему детсад (а тем более, если нет), придётся нелегко. Ежедневно давайте ребенку два-три интересных получасовых задания. Скажем, собрать пазл с изображением геометрических фигур (их необходимо знать первокласснику) и т. п. При этом сначала расскажите суть задачи, как это сделал бы учитель. Также хорошо развивает усидчивость и терпеливость игра «Море волнуется раз...»

Совет 5. Делаем зарядку

 

Долгое сидение за партой чревато усталостью в спине и шее. Чтобы этого избежать, нужна ежедневная утренняя зарядка. Она поможет и взбодриться перед уроками, и укрепить мышцы.

Для начала предложите ребенку зарядку в игровой форме, выполняя упражнения – имитацию животных и птиц, например, выгнуться, как кошечка, постоять на одной ноге, как цапля, или изобразить лягушку-попрыгунью. Постепенно делать ее войдет у него в привычку.

Совет 6. Тренируемся общаться в команде

 

Ребёнок, особенно если он один в семье, привык к индивидуальному подходу. В школе же – целый класс, поэтому нужно учиться дружить, делиться и выполнять общие задания.

Почаще устраивайте детские коллективные игры, привлекая максимум детей (из родни, соседей) и давайте общие задания, где им придется друг другу помогать. Например, организуйте квест: спрячьте во дворе мелкие игрушки или сладости. Детям нужно найти «клад», следуя подсказкам (заранее спрятанным), где предыдущая указывает на следующую.

Совет 7. Усиливаем интерес к учёбе

 

Помогите ребёнку психологически настроиться на школьную жизнь. Ежедневно говорите ему о том, что вскоре он повзрослеет и в школе каждый день будут учить новому и интересному, что там его ждут новые знакомства.

Ручки, пеналы, карандаши, тетради (которые первоклашка воспринимает как новые развлечения), школьную форму (как обновки, указывающие на новый этап в жизни) позвольте ребёнку выбирать вместе с вами, тогда школьная атрибутика станет ещё привлекательнее, а вместе с ней – и учёба.

…Следуйте этим несложным советам, и тогда 1 сентября не обернётся для вашей семьи стрессом, а станет праздником, который запомнится на всю жизнь.

НАСКОЛЬКО РАЗВИТ ВАШ РЕБЁНОК?

Уже три десятилетия психологи используют для оценки школьной зрелости тест Керна – Йирасека. Он позволяет сделать заключение о развитии сенсомоторных функций и интеллекта. Тест включает в себя три задания.

1. Портрет человека по памяти – чтобы получить понятие об общем интеллектуальном развитии ребёнка.

Оценки. 1 балл – рисунок подробный и достаточно реалистичный; 2 и 3 – некоторые детали отсутствуют; 4 – примитивное изображение; 5 – каракули.

2. Срисовывание письменной фразы из трёх слов (например: «Я ем суп»). Если ребёнок уже умеет читать письменные буквы, предлагается фраза на чужом языке.

Это помогает оценить степень развития моторики и координацию между глазами и рукой, а также умение подражать образцу. Это важно не только для овладения письмом, но и для обучения в целом.

Оценки. 1 балл – скопировано почти идеально; 2 – написано разборчиво, но буквы разного размера, а строчки пляшут; 3 – различимы хотя бы 4 буквы, а между словами есть интервалы; 4 – опознать можно хотя бы 2 буквы; 5 – каракули.

3. Срисовывание группы точек. В образце – 10 точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Это помогает определить способности ребёнка удерживать внимание и, не отвлекаясь, выполнять скучное задание.

Оценки. 1 балл – почти точно; 2 – с небольшими отклонениями, но в целом верно; 3 – рисунок похож, но число точек больше или меньше нужного (но не больше 20 и не меньше 7); 4 – рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу; 5 – каракули.

Итоги.

Сумма баллов по всем трём заданиям:

3–6 баллов – высокий уровень готовности к школе.
7–12 баллов – средний уровень.
13–15 баллов – низкий уровень, ребёнок нуждается в обследовании психического развития.

Юлия Максимова, "Новое дело"

Exit mobile version