Первый краболов-процессор отечественного производства спустили на воду 15 июля 2022 года в Нижегородской области. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ-министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, генеральный директор ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин.
«Сегодня мы спускаем на воду головное судно – краболов-процессор «Вайгач», который войдет в состав российского рыбопромыслового флота. Отмечу, что запрос со стороны наших рыбопромысловиков на обновление техники растёт, поэтому темпы строительства нужно строго выдерживать», - отметил в своем обращении к участникам церемонии Денис Мантуров.
Он отметил, что сейчас портфель заказов, которые размещены на российских верфях, превышает 100 судов разных типов (до 2027 года), и более 70 из них уже размещены на стапелях или находятся в причальной достройке.
Денис Мантуров подчеркнул, что масштабная со времён СССР программа перевооружения рыбопромысловой отрасли правительство начало три года назад с запуском механизма «квоты под киль». По этой госпрограмме рыболовецкие компании, получившие инвестиционные квоты на вылов морепродуктов, обязаны в течение пяти лет заказать для себя новые траулеры и краболовы на российских верфях или построить на берегу рыбоперерабатывающие предприятия. За время действия программы построено девять крупнотоннажных судов, которые наша страна не делала более 30 лет.
Новый краболов-процессор - головное судно проекта КСП01 - построено заводом «Красное Сормово» для «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». Это первое в серии из пяти судов, которые нижегородский завод поставит этому заказчику.
«Сегодня завод «Красное Сормово», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию, вновь доказал свой статус предприятия, способного производить суда нового поколения, удовлетворяющие требованиям заказчика и соответствующие современным мировым стандартам. Быть первопроходцами для предприятия – это хорошая традиция. Здесь был построен первый в мире дизель-электроход и первые в мире суда на подводных крыльях. А три года назад спущен на воду «Мустай Карим» - пассажирский лайнер, впервые построенный в нашей стране за последние 60 лет», - отметил Глеб Никитин.
Глава региона подчеркнул, что спуск судна на воду произошел раньше установленных сроков благодаря участию предприятия в национальном проекте «Производительность труда» и программе поддержки отечественного судостроения, которую реализует правительство России.
Старт производства в Нижегородской области краболовов-процессоров соответствует задачам по импортозамещению, поставленным перед промышленностью страны. Ранее такие суда закупались у зарубежных поставщиков.
«Предприятия и верфи ОСК активно строят новый рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий флот страны. Полное его обновление - это еще один шаг вперед в развитии нашей экономики и вклад в продовольственную безопасность России. Краболовы этого проекта - уникальные по своим техническим характеристикам суда, которые ждут наши промысловики», - отметил председатель совета директоров АО «ОСК» Георгий Полтавченко.
Как отметил председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, краболов – это совершенно новый тип судов для российских судостроительных производств.
«Тем самым нижегородские корабелы убедительно доказывают, что импортозамещение для нас не лозунг, а реально выполнимые задачи. У нас есть все условия, чтобы наращивать производственные мощности на своей территории и создавать все самим. Законодательное собрание будет поддерживать такие перспективные и нужные региону проекты», - сказал он.
Генеральный директор ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаил Першин подчеркнул, что краболов-процессор – один из самых ответственных и сложных проектов завода.
«Параметры краболова – и габариты, и необходимость монтажа большого количества спецоборудования – диктуют необходимость особых подходов к строительству. Особенность краболова «Вайгач» - в том, что он фактически станет плавучей фабрикой по переработке краба. На борту улов будет очищаться от панцирей, вариться, расфасовываться и замораживаться. На берег доставят уже готовую продукцию. Конструкция краболова рассчитана на работу в сильные осенние шторма, которые часто случаются в разгар сезона добычи краба. Это одно из самых высоких судов, которые когда-либо строились на «Красном Сормове»: высота с учетом мачты – почти 29 метров», - рассказал Михаил Першин.
Крестной матерью судна «Вайгач» стала заместитель директора по экономике «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума» Мария Шалыгина.