Первым делом самолеты
В прошлом году, участвуя в международном конкурсе «Будущие асы компьютерного 3D — моделирования», студенты Нижегородского технического авиационного колледжа Олег Зимин и Иван Заикин заняли второе место. Очередныепобеды ребята одержали в этом году на Всероссийской олимпиаде в Иркутске. Именно туда съехались лучшие студенты РФ, которые осваивают редкую специальность «Производство летательных аппаратов».В ближайшее время Олег Зимин будет удостоен именной стипендии Президента РФ. Не скрывают своей радости и педагоги колледжа. Пожалуй, такие победы студентов для них — лучшая награда. Тем более она значима, когда учебное заведение празднует юбилей. О том, как живет авиационный колледж, как удалось пережить лихие 90‑е и насколько сегодня нужны стране те, кто строит летательные аппараты, мы беседуем с директором колледжа Галиной ЖИЛЬНИКОВОЙ. — Галина Николаевна, история авиационного колледжа, а прежде техникума, связана с историей авиационного завода «Сокол». Сегодня отношения с этим предприятием такие же теплые? — Конечно, мы очень тесно сотрудничаем, это наше базовое предприятие. В этом году колледжу исполнилось 80 лет. Первоначально учебное заведение было расположено в Нижегородском районе, а позже, в связи со строительством авиационного завода, его переместили в заречную часть. — Авиационный колледж готовил и, что самое главное, продолжает готовить специалистов по производству летательных аппаратов. В советские времена специальность была очень востребована, годы перестройки внесли коррективы. Тем не менее вам удалось сохранить эту основную специальность. — Сохранить было сложно. Мы все знаем, что в последние годы школьники хотели быть только юристами, экономистами и финансистами. Технические специальности отошли на задний план. К тому же в период перестройки заводы практически приостановили свою деятельность, обстановка была сложной. Тем не менее ни разу завод «Сокол» не отказал нашим студентам в прохождении бесплатной практики, всегда оказывал помощь в ремонте здания, оснащении аудиторий. Но самое главное — это, конечно, вопрос трудоустройства. Если только на заводе появляются вакансии, на предприятие с удовольствием берут наших студентов. Мы всеми силами стараемся сохранить и базовую специальность, о которой я упомянула, и такие направления, как «Технология машиностроения», «Сварочное производство», «Обработка металлов давлением». Это поддерживает имидж нашего колледжа, к тому же специалистов по производству летательных аппаратов в регионе больше не готовит никто. При этом, чтобы выжить в годы перестройки, открыли экономические факультеты «Экономика и бухучет», «Менеджмент» и еще одну редкую специальность — «Социальная работа». Наши выпускники с экономических факультетов востребованы. Их особенность в том, что помимо экономического они имеют еще и техническое образование. Что касается направления «Социальная работа», то у нас налажены тесные взаимоотношения с университетом им. Лобачевского, там есть такая же профильная специальность. На нее наши выпускники поступают без ЕГЭ, через систему вступительныхиспытаний вуза. — Подготовить качественных студентов — это уже вопрос второй. А вот как привлечь лучших абитуриентов? — Прежде была выстроена очень четкая цепочка преемственности: школа — колледж — завод «Сокол». Школьники с удовольствием шли к нам, потому что по окончании колледжа они заключали договоры с заводом, согласно которым предприятие предоставляло рабочее место и оплачивало обучение молодых специалистов в вузе. Система прекрасно работала, но изменения в законодательстве, касающиеся призыва в армию, нарушили ее. Хотя мы все равно контактируем с руководством школ, учащимися, налаживаем отношения с другими предприятиями, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей. Все это для того, чтобы существовала преемственность, чтобы наши студенты были конкурентоспособны и трудоустроены. Хотя не скрою, что демографический спад создает определенные сложности при наборе абитуриентов. Нередко мы отмечаем низкий уровень подготовки школьников, которые идут на технические специальности. Но это проблема общероссийская. Об этом совсем недавно шла речь на встрече членов ассоциации «Авиа Асс», куда входит около 30 авиационных колледжей и техникумов страны. — Сегодня много говорят об оснащении учебных заведений современной техникой. Как у вас дела с компьютерами, интерактивными досками? Сумели ли ваши преподаватели освоить новинки, построить свой учебный процесс по-новому? — Мы участвовали в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Выходили на финишную прямую, но в победителях не оказывались. Однако получили в подарок мобильный компьютерный класс, в который входит11 ноутбуков, видеокамера, цифровой фотоаппарат. А чуть раньше нам презентовали автоматизированное рабочее место, оснащенное сканером, принтером, факсом, ноутбуком и интерактивной доской.Кстати, всего у нас три интерактивные доски,одну из них к юбилею недавно подарилзавод «Сокол». Некоторые преподаватели уже прошли обучение и с удовольствием используют такие доски в своей работе. Естьу колледжа свои лаборатории, мастерские, специализированный класс для самолетчиков. Занимаясь оснащением учебного заведения, мы помним и о хозяйственных нуждах. Во многих учебных заведениях РФ есть проблемы с выполнением противопожарных предписаний, наш колледж не исключение. В прошлом году из федерального бюджета нам было выделено 5 млн рублей для выполненияпротивопожарных и антитеррористических мероприятий. Эти средства позволили разрешить многие проблемы.- Если позволите, несколько слов о ЕГЭ. Преподаватели, учащиеся, студенты по-разному оцениваютего введение. У ваших воспитанников есть нарекания к единому государственному экзамену? — Замечания, безусловно, есть. Дело в том, что если наши выпускники поступают в вуз, продолжая обучение по профилю, то ЕГЭ им сдавать не нужно. Однако если они решили получить другое образование, то сдавать ЕГЭ обязательно. Итоговая аттестация в колледжепроходит в июне, но это не является уважительной причиной для того, чтобы сдавать ЕГЭ в июле.Получается, что ребята вынуждены одновременно проходить государственную итоговую аттестацию в колледже и сдавать ЕГЭ. Очень напряженно для выпускников.- Юбилей — возможность оценить то, что сделано, поговорить о наболевшем и немного помечтать. О чем болит душа у вас как у директора колледжа и каковы ближайшие планы? — Самые болезненные вопросы — невысокая заработная плата педагогов и недостаток финансирования. Техникумы, которые готовят специалистов для оборонной промышленности, не должны быть на одних условиях с другими учебными заведениями. Мы готовим специалистов штучных. Важно, чтобы такие техникумы, колледжи остались на федеральном финансировании, сохранили статус именно авиационного техникума, иначе подготовка специалистов по производству летательных аппаратов уйдет в небытие. Что касается планов, то их много. Главное, чтобы был приток абитуриентов. Тогда и всем планам обязательно будет суждено сбыться.