По разные стороны монастыря
Жить на Нижегородчине да не побывать на святой Дивеевской земле, куда идут и едут приобщиться к духовной благодати паломники со всех уголков России, непростительно. И когда мне представилась такая возможность, отправилась в Дивеево. Рассказ о путешествии, о своем взгляде на это историческое место я и предлагаю вниманию читателей.За время пути экскурсовод рассказывает не только о мелькающих за окном местах, но и о самой Дивеевской обители. Ведь на ее территории разрешено проводить экскурсии лишь монастырским экскурсоводам.Въезжаем в село. Первое, что бросается в глаза, — шеренга коттеджей.- Это здесь дома понастроили многие «звезды»: Бичевская, Толкунова, Михайлов, Осин, — поясняет экскурсовод. — Простой обыватель не укупит: самый захудалый домик 2 — 3 миллиона рублей стоит.Красота начинается сразу за оградой Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря: дивные воздушные храмы, словно стремящиеся в небо. Самый величественный пятиглавый Троицкий собор (выкрашенный в цвет молодой мяты), где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, Казанская церковь — с нее есть пошла история обители, белоснежный Преображенский собор, пятиярусная, за 70 метров высотой колокольня. Уголки зелени и цветов (говорят, красивые растения шлют и везут в обитель со всей России), над которыми, чувствуется, поработала рука ландшафтного дизайнера. Даже модные альпийские горки есть. Хотя многое устроено и облагорожено, территория монастыря местами напоминает стройплощадку с КамАЗами, грудами земли, мелькающими тут и там рабочими.На все про все у нас два с половиной часа, а, чтобы прочувствовать всю святость этого места, надо бы побыть от утра до утра. Первым делом, конечно, идем поклониться мощам батюшки Серафима. Перед Троицким собором постоянная очередь — хотя народу в будни не так много, — в ней молодые и старые лица, преимущественно женские, на руках у некоторых дети. Поднимаясь по лестнице, успеваю прочесть: «Записки с неправославными именами не принимаются». Откровение для меня, что Рита, Альбина, Станислав не значатся в святцах. Цены на церковные услуги немалые: заказать сорокоуст о здравии на одно имя 200 рублей.У мощей преподобного много истово молящихся и прикладывающихся к раке с мощами. Если бы не очередь, наверное, на коленях бы ползали. Стоящая рядом монахиня протирает стекло, правда, не за каждым. И даже здесь находятся ушлые, которые норовят подойти дважды и без очереди. Каюсь: не молитвы читаю и крещусь, а наблюдаю за окружающим. Вот и вещи преподобного батюшки Серафима — очечки, башмаки внушительного размера, гребень с обломленными зубьями — рассматриваю, словно в историческом музее.Кроме поклонения мощам батюшки Серафима Саровского, преподобным женам Дивеевским в обряд посещения обязательно входит путь по святой Канавке «по стопочкам Божией Матери», надо захватить святой земли с канавки, поставить свечки близким за здравие и упокой, искупаться и набрать воды в одном из трех святых источников.Канавка — особая дивеевская святыня. Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать мельничную общину, она указала, как обнести место канавою и валом, причем сделать это руками сестер. Сегодня паломники идут по брусчатой дорожке с чугунной оградой по верху вала. Один идет босой, другая перебирает четки, шепча слова молитвы, — 150 раз надо прочесть «Богородице Дево, радуйся…»Сверху все стараюсь увидеть дно Канавки — около двух метров глубины, снова поражаюсь благоустройству земли — канавка обсажена кустами крыжовника, за ним монастырский сад-огород. Рдеет земляника, качаются зонтики укропа, наливаются яблоки на ветках, за стеклами теплицы виднеются зеленые томаты.Землю с Канавки набирают в огороженном, напоминающем детскую песочницу месте. Орудуя почти саперной лопаткой молодой монах без слов берет наши с подругой пакеты и наполняет их.- Кого благодарить, просить Бога о здравии? — спрашиваю у него.- Александра из Ярославской губернии.Сама история преподнесла нашей нижегородской земле такой дар — Дивеевскую обитель, центр паломничества. Возрожденный монастырь красив и великолепен, богатеет и ширится, давая заработок местному населению. Здесь не только землица на вес золота, в религиозные праздники, в дни торжеств комнаты сдают за бешеные деньги. Да и каждый день торговцы не внакладе: у монастыря торгуют сувенирами, религиозной символикой, у источников — вовсю пустыми 5‑литровыми канистрами по 25 рублей (одному Богу известно, где берутся и как моют эти канистры), сорочками для купания. Видела, как торгуются молодые девчонки:- Мне бы ночнушку подешевле, а у вас все дорогие да красивые.Монастырь заботится о своей территории, о благоустройстве священных мест. А вот местным властям, не грех бы побольше позаботиться об окружающей территории. Разве это дело, выйдешь за монастырские врата и с трудом отыщешь урну, помыть руки — так и не нашли где. Побольше бы газонов и цветов на улицах поселка, вместо базарных столов у стен монастыря разместить стационарные павильончики для продажи сувениров.Сегодня в области всерьез начали задумываться о развитии туризма, способного существенно пополнить казну, принята специальная программа. Ставка делается в том числе и на зарубежных туристов. Да, они потянутся взглянуть на наши живописные места, овеянные легендами и преданиями, в тот же Дивеевский монастырь. Но что для россиянина сойдет, не пройдет для заграничного туриста. Они ведь к комфорту привыкли. В пустыне первым делом канализационные трубы проложат и классный нужник выстроят. А через дорогу у святого источника стоит туалет, пардон, на четыре дыры с запашищем на всю округу!Заботясь в первую очередь об экологии духа, мы по привычке на второе место ставим собственно чистоту и удобства. Вот когда эти две составляющие заживут в гармонии, не стыдно будет говорить «Добро пожаловать!» и «Welcom». Автор благодарит депутата городской Думы Нижнего Новгорода Дмитрия Кузина за предоставленную поездку в составе экскурсионной группы.