По силам ли «Диснею» дать бессмертие Кощею
Знаменитая компания «Дисней» осуществила свой первый российский проект: на наши экраны вышел сказочный фильм «Книга мастеров». В нижегородском кинотеатре «Синема парк» новинку представили журналистам и зрителям на день раньше официальной даты премьеры. Кроме того, была возможность пообщаться с участниками ее создания — молодыми артистами Максимом Локтионовым, Ольгой Ергиной и Екатериной Вилковой. Из них только у последней, кстати выпускницы Нижегородского театрального училища, есть опыт работы в кинематографе — за плечами более десятка экранных работ. Но кроме перспективной молодежи в исполнительском составе «Книги мастеров» представлены и силы ударные: Валентин Гафт и Леонид Куравлев, Лия Ахеджакова и Ирина Апексимова, Михаил Ефремов и Гоша Куценко.Само решение американской кинокомпании начать свое кинопроизводство в нашей стране со сказки генеральный директор «Дисней» в России и генеральный продюсер «Книги мастеров» М. Жигалова-Озкан комментирует так: «Мы рады, что первый российский фильм «Дисней» с известными российскими актерами снят по мотивам знакомых каждому с детства русских сказок… Это большая ответственность, ведь кино в этом жанре не снималось у нас десятилетиями, а мы хотели, чтобы у нового поколения появились сказочные герои и персонажи русского фольклора, которым можно сопереживать». Создатели новой ленты — автор сценария А. Старобинец, ее соавтор и режиссер-постановщик В. Соколовский — не пошли путем экранизации одной сказки, а сотворили некий коктейль из действующих лиц, тем, сюжетных ходов. Причем ингредиенты черпали как из русского фольклора, так из советской киносказки и даже попользовались находками западного фэнтези. Потому мотивы Бажова у них порой приправлены реминисценциями из Толкиена. Взять хоть название оживших каменных воинов «ардары», которое перекликается с именем злобных орков из «Властелина колец». Да и внешне те и другие похожи. Вообще в зрительном ряде «Книги мастеров» знакомая крестьянско-барско-лубочная картинка вдруг сменяется чуть ли не точной изобразительной цитатой из голливудского киносаги о подвигах хоббитов, рождая некоторую стилевую сумятицу. Словом, не все составные органично соединились в этом залихватском экранном миксе. Но поскольку авторы, похоже, и не претендуют на великое пафосное свершение, а всего лишь с юмором и хорошим драйвом творчески пошалили сами и предложили зрителю развлечься, то эклектичность им даже в некоторые моменты прощаешь. Фильм в целом получился очень добрый, светлый, он динамичный и местами смешной. А если учесть, что отечественная киносказка уже давно казалась вымершим чудом-юдом, то впору благодарить американцев на помощь в его воскрешении. Как-никак у нашего юного зрителя теперь есть шанс узнать, что мир волшебного кино населяют не только американо-британского изобретения рыцари джедаи, хоббиты, юные чародеи школы Хогвартс, что в их впечатляющих рядах вполне могут оказаться своими мастер каменных дел Иван, Русалка, Кощей Бессмертный, Баба-яга, самоотверженная русская красавица Катя… По крайней мере «Дисней» попробовал дать старым фольклорным образам новую жизнь, побрызгав живой водой современных чудесных кинотехнологий. Станет ли жизнь эта столь же яркой, какой была у книжных предшественников, у тех, кто пугал и трогал с экрана детвору советской эпохи? Предстоящий прокат покажет. На европейском фестивале детского кино, недавно прошедшем в Германии, «Книге мастеров» присудило главный приз специальное жюри из 18 юных зрителей.