Почему дети рискуют жизнью, гуляя по долгостроям
Газета "Нижегородская правда" №41 от 14.06.2018
Подписка на газетуМежду тем, такой опасный объект в городе далеко не один.
Полный провал
Школьники Приокского района, два друга, проникли на территорию долгостроя без проблем – здесь нет охраны, проход свободен. Любопытство и жажда острых ощущений чуть не обернулись трагедией. Мальчишка провалился в проём пожарного выхода, пролетел два этажа и упал на обломки кирпича.
По счастливой случайности рядом оказались участники клуба «СпортАльп», которые вместе с поисково-спасательной группой «Рысь» отрабатывали в здании альпинистские навыки. Они-то и нашли ребёнка и вызвали скорую помощь.
– Он сидел на полу и был весь в крови. Говорил, что очень больно. Мы его осмотрели – руки, ноги вроде бы были целы, – рассказал Алексей из команды «СпортАльп».
Приятель пострадавшего, 7‑летний малыш, так испугался, что бросился бежать прочь. Волонтёры остановили ребёнка практически на выходе. Мальчика проводили домой.
Жители окрестных домов рассказывают, что в долгострое нередко можно увидеть подростков, которых, как магнитом, притягивает заброшенный дом.
В конце 2017 года приокчане жаловались, что долгострой стал пристанищем для маргиналов и экстремалов.
Новосёлы в новостройку на Медицинской должны были заехать ещё в 2006 году – не сложилось. Обманутые дольщики – обманутые надежды. Инвестиционно-финансовая корпорация «Социальная инициатива» появилась в Нижнем Новгороде в начале 2000‑х. Застройщик обещал, что буквально через три года возведёт огромный комплекс площадью 80 тысяч квадратных метров в районе улиц Медицинской, Корейской и братьев Игнатовых. Обещания лопнули, как мыльный пузырь. Статус обманутых дольщиков получили почти три с половиной сотни человек. В октябре 2008 года правительство Нижегородской области предоставило дольщикам «Социальной инициативы» благоустроенные квартиры в построенных по госзаказу четырёх домах в микрорайоне Верхние Печёры. Большая часть нижегородцев на такое предложение согласилась.
А дом на Медицинской остался притягивать искателей приключений.
Заброшенные
Многие после этого случая озадачились вопросом: насколько безопасно на стройках Нижнего Новгорода? Мы побывали на нескольких площадках областного центра, в том числе в микрорайоне Бурнаковский в Московском районе и на улице Белозёрской в Сормовском. Везде – синий забор, охранники, освещение. Проникнуть незамеченным будет затруднительно, да и сновать по недостроенным этажам проблематично – кругом люди.
Основная опасность – это долгострои, заброшенные строения и расселённые, но не снесённые аварийные дома. Туда свободолюбивые подростки так и норовят пронырнуть. Да это и не проблема. Таких зданий в Нижнем Новгороде десятки. И если с долгостроями вопрос успешно решается – с каждым годом их становится всё меньше, то брошенные строения стоят годами, а то и десятилетиями.
Всем сормовичам известен дом № 2 по улице Заводской Парк. Некогда красивое административное здание теперь зияет пустыми глазницами разбитых окон. Забор есть, но разве он может остановить смелого подростка на пустынной улице? По соседству заброшенные цеха. Их, кстати, в городе тоже немало.
Гуляем по центру города – Ильинская, 84, Ильинская, 128, Дом культуры на Малой Покровской – все эти строения с лёгкостью подходят под категорию «заброшенные». Как и рухнувшее общежитие на улице Героя Самочкина в Ленинском районе. Ни забора, ни охраны. А ведь с момента того ЧП прошло уже четыре года!
На краю жизни
Можно сколько угодно сетовать на то, почему эти объекты до сих пор «украшают» улицы нашего города. Наверняка причины окажутся весомыми: право собственности, бюджет города – только разве нам, родителям, от этого легче? Мы поставим вопрос по другому: почему дети идут туда, где опасно?
– Средний возраст любителей строек и заброшенных зданий, зацеперов – 14 – 17 лет, – говорит психолог Мария Макарова. – Переходный возраст характеризуется желанием самоутвердиться, доказать, что ты крутой. При этом нельзя отметать сопутствующие факторы: семью, темперамент, воспитание. В конце концов, не все лезут на крышу дома, потому что начался переходный возраст. Многим детям нравится ощущение опасности. В поисках адреналина – ощущения удовольствия, они готовы стоять на краю жизни. Часто в группе риска оказываются дети из неблагополучных семей. Одиночество, ощущение ненужности, огромное количество свободного времени способствуют тому, что ребёнок оказывается в опасном месте. Мы можем сколько угодно ругать власти за заброшенные здания, детей – за глупые поступки, но ответственность по-прежнему лежит прежде всего на родителях.
А вы знаете, чем занят сейчас ваш ребёнок?