Почему отечественные производственные технологии оказались несостоятельными
Группа компаний ГАЗ ведет переговоры с концерном «Даймлер Крайслер» о приобретении у него мексиканского моторостроительного завода (SEP). Несмотря на то, что Заволжский моторный завод — под боком. Эту новость не так давно распространили столичные деловые газеты. Двигателями SEP сегодня комплектуют «Крайслеры» и «Джипы». В последние годы ГАЗ начал ставить эти моторы и на часть своих «Волг». И вот теперь подумывает о приобретении самого завода. Стоимость этого актива оценивается в 300 – 350 миллионов долларов. Тем временем ВАЗ вместе с тем же ГАЗом присматривается и к другому заводу двигателей ? в Бразилии. Все эти переговоры подтвердили непреложный факт, который многие годы или умалчивался, или произносился смущенно или в полголоса: отечественная промышленность существует только на импортных технологиях и постоянно в них нуждается, как больной гемофилией ? в чужой свежей крови. На самом деле в этом нет ничего зазорного. Как говаривал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Лучше смириться с фактом нашей хронической технологической недостаточности. И вычеркнуть этот пункт из перечня предметов нашей национальной гордости. И без него нам много есть чем гордиться.Случаи, когда отечественная промышленность выдавала полностью свой продукт, единичны, спорны и каждый раз являлись историческим прецедентом. Вот и тот же Горьковский автозавод начал свое производство с машины ГАЗ‑А, которая делалась и на «фордовских» деталях, и по «фордовским» технологиям. Потом появилась знаменитая «эмка». Она была названа первым полноценным советским автомобилем. Но на самом деле тоже конструировалась на основе «фордовских» чертежей и даже внешне была почти копией американских авто. Впрочем, кое-чем от заокеанских собратьев «эмки» отличались: их производили на отечественных конвейерах. А значит, доводили до ума кувалдой. «Женитьба» — так «официально» называлась производственная операция по пересадке узла двигателя в отечественный автомобиль с помощью здорового молотка. Не зря слово «женитьба» синоним «браку».На фотографии, висящей в мастерской нижегородского реставратора Виктора Горелова, ? новенькие блестящие «эмки», только что вышедшие с горьковского конвейера. «Вы присмотритесь, здесь щель. И здесь!» — говорит мне Виктор Васильевич, показывая разнообразные изъяны на корпусах автомобилей, заметные даже на этом старом и слегка размытом снимке. «Эмка», по признаниям реставраторов, — весьма сложный для работы автомобиль. В основном ? из-за той же кувалды. Куда легче иметь дело с тем же ГАЗ‑А или с импортным антиквариатом. Единственная газовская машина, которая может претендовать на звание собственно советской, — 21‑я «Волга». Да и та ? с оговорками. ГАЗ — «Форд», ВАЗ ? «Фиат», первые советские телевизоры сделаны по французским аналогам и даже лучшие в мире советские самолёты не обошлись без прямого копирования с Запада жизненно важных деталей двигателя. Разумеется, не потому что мы глупее и до хорошего движка додуматься не можем. Додуматься-то мы и не до такого способны. Наоборот, наших соотечественников среди изобретателей разных технических диковинок не пересчитать: кого-нибудь, да забудешь. Циолковский придумал ракету. Сикорский создал первый вертолет. Попов ? радио. Да и телевизор с лучевой трубкой, впервые изобрели в России. Это сделал профессор Санкт-Петербургского технологического института Борис Розинг еще в 1907 году. Однако тогда никто не оценил его открытия. И только спустя четверть века ученик Розинга Владимир Зворыкин, вынужденный после революции эмигрировать на Запад, адаптировал это устройство к новым реалиям, и телевизор начал свой победное шествие по планете. (Правда, на звание изобретателей телевизора претендуют еще девять человек из разных стран ? так велика популярность этого изделия. Но это нисколько не умаляет заслуг Зворыкина.)С идеями у нас проблем не бывает. А вот с технологиями ? как-то не заладилось. Может быть, виной тому ? прославленная советская индустриализация, когда по указке сверху был нарушен естественный ход развития нашей промышленности. И наша страна выскочила из хода времени, уготованного ей судьбой. Кругом стали появляться заводы, в то время как необходимая для этого индустриальная культура еще не была сформирована. Это всё равно что под угрозой ремня приказать шестикласснику через месяц научиться решать задачи по высшей математике. Может, через месяц от страха он и начнет выдавать результаты, более-менее соответствующие ответам в задачнике. Но это не будет означать, что малец действительно начал разбираться в хитрой науке. Так что импорт технологий и производств для нашей промышленности сегодня ? оптимальное решение. Благо, технологии год от года постепенно всё дешевеют. Зато хорошие идеи становятся только дороже. Поэтому нам есть чем гордиться ? наш человек действительно способен выдавать эксклюзивный, во всем мире высоко ценящийся продукт. Главное, чтобы ему не мешали, чтобы были условия для творческого полёта. А то тот же Сикорский, например, или Зворыкин работали в США, а не на родине, увы. Впрочем, Константин Эдуардович Циолковский почти никогда не выезжал из Калуги?