Site icon Нижегородская правда

Почему россияне закупаются гречкой, а иностранцы — туалетной бумагой: разбираемся в причинах повышенного спроса

магазин пустой коронавирус

Обстановка в российских магазинах на этой неделе стабилизировалась. Полки заполнены продуктами, гречка в ассортименте. Представители торговых сетей отмечают: за последнюю неделю спрос на крупы, консервы и туалетную бумагу снизился более чем на треть, на макароны — в два раза. После того, как паника схлынула, люди стали возвращаться к разумному потреблению. А социологи отмечают: в период ажиотажа в разных странах люди запасались разными товарами. С чем это связано?

Стратегический подход

В будний день в крупном гипермаркете немноголюдно. Замечаем только одного мужчину с доверху набитой консервами и туалетной бумагой тележкой.

– Зачем вам столько? – дружелюбно интересуюсь я.

– На всякий случай, – нехотя отвечат он.

Рядом на прилавке — гречка по привлекательной цене 38 рублей за килограмм.

– Запасы есть, главное — успевать раскладывать, – объясняет продавец гипермаркета.

В магазинах у дома никакого, даже временного, дефицита не было.

– И ничего я не в панике! И ничего я не накупила! – с досадой говорит подруга Вика. – Пару килограммов того, пару килограммов другого.

Мой друг Андрей не боится, что продовольствие в стране закончится. Но запасы на всякий случай пополнил.

– Посмотри, вон во Франции без специально заполненной бумажки за выход из дома штрафуют! – объясняет он. – А вдруг и у нас введут такой строгий карантин, когда нужно будет безвылазно дома сидеть. И как знать, сколько это продлится? Лучше быть готовым ко всему. Что гречке будет-то?

Что может быть с гречкой, знает пенсионерка Татьяна Богданова.

– Нет, я ничего не закупаю и не собираюсь даже, – говорит она. – Хватит, я уже один раз закупилась в 90‑е. Так у меня жучок завёлся, и все крупы я выбросила.

Купи-продай

Если верить соцсетям, блогерам и СМИ, то в России топ-продуктом стала гречка, а в США – туалетная бумага. Впрочем, у каждой страны свои предпочтения.

«В странах, где ситуация с распространением нового коронавируса приняла масштабы эпидемии, например, в Китае, Южной Корее, Италии, Иране, можно обнаружить сходство того, как потребители готовятся к потенциальному карантину и запасаются необходимыми для этого продуктами. Сначала двузначными темпами растут продажи средств личной гигиены, масок и антисептиков, затем, по мере распространения инфекции, потребители начинают пополнять запасы продовольствия: круп, консервированных и замороженных товаров и других продуктов с длительным сроком хранения. Похожие тренды теперь можно заметить и на российском рынке товаров повседневного спроса», – говорится в недавно проведённом исследовании компании Nielsen.

В гипермаркетах постоянно пополняют запасы продуктов

По данным Nielsen, в США самый большой спрос на сухое молоко, бельгийцы в первую очередь скупают рис, жители Нидерландов – бобовые, австрийцы – блюда быстрого приготовления. При этом все закупаются мылом.

Кроме того, в США, как отмечали СМИ, вырос спрос на оружие, а в Германии, как рассказывают русские, находящиеся там, помимо мыла скупают туалетную бумагу и дезинфекторы, оставляя продуктовые полки полными.

– В условиях, когда человек чувствует надвигающуюся опасность, когда в нём пробуждается страх перед будущим, а ситуация становится неопределённой и несущей угрозу, активируются самые глубинные слои психики, которые отвечают за выживание, за инстинкт самосохранения, – то, что роднит нас со всеми живыми существами, – говорит социолог Александр Прудник. – Когда активизируются древние, архаичные пласты сознания, тонкая корка, сформировавшаяся в цивилизационный период, отключается. Поэтому остаются неэффективными и безрезультатными призывы со стороны власти не поддаваться панике. Инстинкт выживания толкает людей на то, чтобы запастись продовольствием. Кроме того, эпидемия коронавируса у нас наложилась на резкое падение рубля. Поэтому все сейчас пытаются запастись товарами, которые не успели вырасти в цене. И чем больше в этот процесс вовлекается людей, тем больше ажиотаж. Спираль раскручивается и выходит за пределы рационального смысла, когда понимает, что покупает лишнее и это пропадёт от долгого хранения, но остановиться не может.

Но почему именно гречка так привлекает россиян? По словам экспертов, всему виной историческая память. Гречку включали в армейское снабжение, а в советское время выдавали диабетикам, поэтому слава о гречке как о полезном продукте идёт впереди крупы. И цена на неё всегда была доступной.

Впрочем, эксперты уверены, что такой она и останется.

– Специалисты управления проводят постоянный мониторинг цен на социально значимые продукты. В случае выявления необоснованных колебаний стоимости таких товаров будут незамедлительно приниматься все необходимые меры, предусмотренные законодательством, – подчеркнул руководитель нижегородского УФАС Ленар Шафигуллин.

Exit mobile version