Site icon Нижегородская правда

Под стук колёс

Спектакль «Прощальные гастроли», поставленный режиссёромОльгой Румянцевой по пьесе популярного советского драматурга Юлиу Элдиса,завершил череду театральных премьер в театре «Комедiя». История про четырехпровинциальных актрис, едущих на гастроли в Москву, очень живая, домашняя инаходит отклик у большинства зрителей.Закрытый мирокТо, что спектакль идёт на малой сцене, позволяет зрителямпочувствовать себя невидимым наблюдателем нешуточных страстей, происходящих вкупейном вагоне. Художник-постановщик Ольга Лагеда минимумом декораций создаласовершенно реалистичную обстановку. Здесь есть всё: раздвижные двери, полки нацепях, столик, окно и даже самое заветное место в вагоне – дверка за последнимкупе. Создаётся иллюзия, что ты и правда в поезде, а новые пассажирки занимаютсвои места.Четыре судьбы, четыре любви, связанные одним мужчиной,который на сцене не появляется, но его образ великолепно складывается из техслов, что говорят про него актрисы. Хитрость пьесы в том, что, когда провинциальные актрисы играютпровинциальных актрис, во многом это они сами. Им не приходится что-товыдумывать: это их мир, до боли знакомый и понятный. Поэтому героини сыграныбез малейшей доли фальши, и от этого производят глубочайшее впечатление. Давноподмечено, что в поезде незнакомые люди делятся подробностями своей жизни,зная, что вряд ли ещё встретятся. А те, кто знаком давно и, тем более, работаютв одном коллективе, либо ностальгируют, либо выясняют отношения. А уж есливместе в замкнутом пространстве собираются четыре женщины – актрисы, которыевдобавок в разное время были жёнами или возлюбленными главного режиссёра,страсти не просто кипят – бьют ключом. Актрисы, которых он любил, играли в еготеатре главных героинь, а те в разные десятилетия очень непохожие, поэтому ивозлюбленные совершенно отличные по внешности, характеру, привычкам итемпераменту.ЛицаСтаршая из них – Гаранина (Ольга Удалова) любила режиссёравсю жизнь, ездила за ним из города в город, помогала во всём, но так и несогласилась стать его официальной женой. Скупая на жесты и слова, онапроизводит очень сильное впечатление. Совершенно другая, воинственная и боевая,Рудакова (Светлана Бердникова). Её режиссёр взял из самодеятельности, и онаиграла передовиков производства. Уморительные сценки советского прошлого проперевозку бетона, крановщиц и подъёмные краны сыграны лихо и задорно. Аудивительная улыбка актрисы с чудесными ямочками на щеках и её огромные ясныеглаза придают неповторимое обаяние не только её героине, но и всей советскойэпохе. Вот он, эффект малой сцены – где ещё можно увидеть такой взгляд? Но еслиеё героиня окончательно освободилась от иллюзий, то романтическая Щипалина(Ольга Бубнова), словно живущая в своём прошлом, вновь и вновь мысленновозвращается в дни студенческой восторженности и влюбленности. Трогательная ибеззащитная, она далека от реальности и живёт в выдуманном мире надежд, иллюзийи любимых кошек. Удивительная женская дружба-ненависть двух бывших жён трогаетдо слёз, когда Рудакова злится и в то же время постоянно опекает Щипалину.Донцова (Светлана Тюльпанова) – последняя жена худрука, «Мадам». За нахальствомеё героиня скрывает глубокие чувства. Веришь, что она и правда любит мужа,который на несколько десятков лет её старше, и ревнует супруга к его первойлюбви.Смешно и грустноВ спектакле нет особого сюжета, это монологи и диалогигероинь, в которых раскрываются тайны прошлого и настоящего. Любовь, ревность,надежда, отчаяние – весь спектр человеческих взаимоотношений, в чём-то наивных,а в чём-то глубоких. Особую нотку юмора придаёт спектаклю эксцентричныймеломан-проводник (Александр Калугин). Небольшая, но эффектная и запоминающаясяроль. В пьесе Элдиса это проводница, но режиссёр решила противопоставить героягероиням. Этот ход позволил разделить реальный мир и мир театра и дать новыеоттенки оценке происходящего с мужской точки зрения.

Exit mobile version