Поезд длиною в 70 лет
Крошечный локомотив тянет состав с грузом по нарисованным зелено-голубым просторам. Пересекает реку по настоящему мосту, проходит сквозь гору через тоннель, торопится мимо шлагбаумов через автомобильные переезды, сам останавливается у светофоров. Солидные начальники при погонах внимательно следят за действующей моделью. А управляют развернутыми «тактическими» действиями дети. На Горьковской железной дороге открылся музей ее «малой магистрали» — Детской железной дороги, которая открылась в ноябре 1939 года и в эти дни празднует юбилей. Пройдемся от витрины к витрине и познакомимся с необычным детским поездом длиною в 70 лет. Играй, мальчик! «Решением бюро Горьковского обкома ВКП(б) утвержден план содействия строительству Малой Горьковской железной дороги к ХХII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Председателем комитета содействия назначен первый секретарь обкома ВКП(б) А. Шахурин». Каждый завод, фабрика, организация города обязались что-то сделать, чтобы девятикилометровые рельсы от сада имени 1 Мая до соцгорода Автозавода были проложены вовремя и по ним скорее побежал маленький паровоз. Загорелось необычным проектом студенчество. Деканаты инженерно-строительного института имени В. П.Чкалова оказались буквально завалены студенческими проектами вокзалов и водоснабженческих станций. Институт выделил для магистрали строительные модели, мосты, очистные станции… Работники Горьковского госцирка дали три представления в пользу строительства. Футболисты «Торпедо» отправили в детский фонд сбор от нескольких матчей. Художники оперного театра выполнили деревянную резьбу для оформления станций. Диковинная взрослая игрушка увлекла и деревню. Борисоглебский колхоз имени Коминтерна организовал комплексную бригаду землекопов, плотников, каменщиков. Решили, что будет«все как у взрослых. Через речку Ржавку для детских поездов перекинули 14-метровый мост. Оборудовали четыре переезда со шлагбаумами и будками сторожевой охраны на барачных окраинах. Выросли паровозное и вагонное депо. 4 июля 1939 года четыреста школьников с пятого класса, принятых на трехлетнюю учебу, собрались в голубом зале Дворца железнодорожников. Дети учились все лето. Газеты писали, что мальчик Гриша Погодин из-за летней практики даже отказался от пионерского лагеря. Через три месяца экзамены строгой приемной комиссии сдали 120 человек. В первую осень дороги сюда пришли полторы тысячи мальчиков и девочек. Они учились водить локомотив, строить и содержать железнодорожный путь, управлять движением поездов, пользоваться современной техникой связи. За год дорога отправила в путь более двух тысяч поездов, перевезла 15 тысяч тонн груза, более ста тысяч больших и маленьких пассажиров. По узкоколейке катались не только ради удовольствия. Рабочие двух крупных городских районов, Ленинского и Автозаводского, заполняли вагончики, чтобы утром добраться до заводских цехов, а после смены вернуться домой. 1 мая 1940 года детская дорога открыла свой музей. Сегодняшнее торжество корнями из прошлого века. А тот, созданный до войны, был первым в СССР детским музеем. Энтузиасты истории вместе с детишками оформили 30 щитов с документами и фотографиями по железнодорожному делу. На стеллажах «жили» макеты вагонов и локомотивов. Маленькие лекторы с удовольствием водили экскурсии ровесников и взрослых по круглому помещению под поощряющим оком товарища Сталина, двухметровую скульптуру которого поставили в центре зала. Малая Горьковская постепенно становилась своеобразным средним учебным заведением. Школьники проходили программу техникума и получали квалификацию машиниста, дорожного мастера, электромеханика, дежурного по станции, поездного диспетчера. 8 июля 1940 года 45 юных железнодорожников были приняты в Москве народным комиссаром путей сообщения Лазарем Кагановичем. Нарком наградил ребятишек именными часами. Надо ли говорить, какой всплеск энтузиазма вызвало это событие во всем крае! «Будучи в гостях у горьковских друзей, мы смогли увидеть такое, о чем в своей стране не можем и мечтать. Это настоящая страна сказок для детей. Мы будем помнить о вас, замечательные друзья!» М. Пюльванен и М. Сирнайнен, Финляндия.Даже самые сдержанные отзывы в «гостевой» книге Детской железной дороги не обошлись без слов восхищения. После Великой Отечественной в страну волной покатили иностранцы. Чуть только дороге удалось восстановиться, она стала принимать экскурсии из разных стан мира. Маленькие экскурсоводы объясняли, что во время боевых действий детям Страны Советов было не до игр. Их дорога работала на Победу над врагом: ее реорганизовали в учебно-производственный комбинат и передали в ведение отдела подготовки кадров управления ГЖД. А летом 1944-го издан приказ о восстановлении Детской железной дороги. Подростки ринулись на детскую дорогу лавиной. И вот уже 2000 школьников проводят все свое свободное время на Малой Горьковской. Зимой изучают теорию. Летом проходят поездную практику. На станции «Родина» — то новогодняя елка, то спектакль, то писатель в гостях. Во все времена года — спортивные соревнования, походы за город, поездки в театр. И для каждого есть дело в творческих кружках — рисовать, петь, моделировать, изучать радио и фототехнику. Детская дорога открывает филиалы на других крупных станциях ГЖД, при школах на дальних станциях. Организует летние лагеря для юных железнодорожников Мурома, Казани, Кирова, Владимира… Становится центром передачи опыта. В 1951 году на Малой Горьковской побывало рекордное число экскурсий — 195. В книге отзывов появляются записи делегатов из Албании, Вьетнама, Ливана, Ирака, Судана, США, Англии… К шестидесятым годам «малая магистраль» — серьезное учреждение, чей опыт по воспитанию подростков уникален. Здесь все делается руками ребят. И если городские пионеры просто очищают улицы от металлолома, в радиокружках монтируют себе дефицитные приемники, то юные железнодорожники собирают ненужное железо на строительство цельнометаллических вагонов и снегоочистителя и выполняют большие работы по радиофикации дороги. И, самое главное, — дети самостоятельно выполняют все обязанности по обслуживанию поездов: от стрелочника до начальника станции. Разумеется — под контролем взрослых. Это было время особого подъема. Дети стали участвовать в выставках достижений народного хозяйства. Каждый год приносил удачу. Высшую награду ВДНХ — кубок победителей соревнования юных железнодорожников Советского Союза — завоевала модель электровоза с телеавтоматическим управлением, изготовленная мальчишками из кружка моделирования. Варварство «Это случилось в самый разгар лета. Жарким воскресным днем пассажирский состав Горьковской детской дороги шел обычным рейсом: станция «Родина» — станция «Счастливая». Вдруг поезд резко затормозил и остановился. Детвора мигом высыпала из вагонов…» Статья из газеты «Известия» за август 1965 года. Это был год «продолжающегося строительства коммунизма, бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества». Никто и представить себе не мог, что с Малой Горьковской может случиться что-то плохое. Случилось. Высыпавшая из вагонов в тот воскресный рейс детвора увидела: дальше ехать некуда. Дорога разрушена. Убедившись, что до станции «Счастливая» поезду не добраться, дети подняли тревогу. Вскоре обнаружили и злоумышленников. Ими оказались рабочие треста «Стройгаз», выполнявшие указание… Горьковского горисполкома. Председатель исполкома А. Проскурин распорядился отрезать у ребят две трети дороги. Малая Горьковская сократилась до полутора километров. «Сейчас юные железнодорожники и их воспитатели толпами обивают пороги местных редакций и общественных организаций, прося помощи и защиты», — писала газета «Известия». Для «малой» магистрали наступили трудные времена. В октябре 1988 года Совет ветеранов войны и труда Горьковской железной дороги обратился к руководству дороги с предложением о создании «взрослого» музея ГЖД. И в связи с этим — об уничтожении (!) детского музея. Как ни удивительно, предложение ветеранов было принято. У ребят забрали собранные экспонаты. Уникальный детский музей погиб. Возрождение Удостоверение почетного железнодорожника Алексея Александровича Кульпина будет самым ценным документом музея много лет. Он командир ребячьего войска, который, без преувеличения сказать, сделал здесь все. На Детской железной дороге разворачивала работу новая команда. Начальником сооружения стал Алексей Кульпин. Его правой рукой — заместитель по учебно-воспитательной работе Людмила Ермолаева. Вместе с руководством «взрослой» Горьковской дороги педагоги, воспитатели, мастера, интсрукторы начали возрождать «малую» магистраль в новом качестве. В 1991 году в отделе капитального строительства ГЖД было созвано совещание о реорганизации «малой» магистрали. 1 июня 1992 года длина рельсового пути увеличилась в два раза: на трассе в 3,2 км главных путей начали действовать три станции — «Родина», «Пушкино», новая станция «Счастливая». Почти такой длины — 3,5 километра — она существует до нынешнего дня. Вместе с основной задачей — профессиональной ориентацией — дорога стала центром эстетического воспитания. Праздники, конкурсы, смотры талантов во всех областях творчества — это здесь повседневность. Здесь каждый ребенок раскрывается и реализует свои потенциальные возможности. В международном фотоконкурсе «За мир и взаимопонимание» юный железнодорожник Дима Караванов занял второе место в группе до 18 лет. Участники конкурса рефератов в Обнинске «Экологитя, история, духовность» Марина Толмачева и Кирилл Замятин вошли в специальный Всесоюзный каталог, дающий им право внеконкурсного поступления в вуз. Ребята мечтают, фантазируют, замахиваются на крупные проекты. Хотят, например, чтобы Детская дорога бежала вдоль рек, на которых стоит Нижний Новгород, по самому побережью. Они отличаются неуемным любопытством ко всему новому. Все хотят попробовать. Недавно организовали свой «банк закрытого типа» — ЮЖД. Выпустили казначейские билеты под названием «южики», заработать которые можно было добрыми делами, хорошей учебой, творческим подходом к общей проблеме. Обмен денег на важные для жизни подростка вещи проходил на аукционах. Что же касается профессиональной подготовки, то на Горьковской детской дороге ее дают отменного уровня. Юные железнодорожники занимали призовые места на всероссийских и международных конкурсах. И хотя на парадной стене детской дороги висят десятки портретов высоких командиров Российских железных дорог, прошедших школу Малой Горьковской, нужно заметить: далеко не все эти дети выберут профессию железнодорожника. Но детский поезд-то бежит по этим рельсам и в жизнь выводит настоящую. Александр и его команда Красивый, веселый, крепкий. Это он, Александр Кузнецов, демонстрировал работу миниатюрных станций гостям юбилейных торжеств в день открытия музея. Он и рассказал мне об отличившейся поездной бригаде Вовы Ларионова. …Детский поезд уже делал обратный рейс на станцию «Родина». Машинист Ларионов, поглядывая из открытого окна кабины, внимательно следил за состоянием железнодорожного полотна. Незадолго перед рейсом по путям прошел его товарищ — обходчик Гена Жуков. Гена прослушал каждый метр рельсов под своим молоточком: нет ли подозрительных звуков надтреснутого металла. Шел дождь и поездная ситуация могла измениться каждую секунду. Рейс был особенный: поезд вез малышей школьного лагеря. А в это время за несколько километров от диспетчерской разворачивалось ЧП. За крутым поворотом Ларионов первым увидел грузовик, буксующий на рельсах. Люди, копошившиеся вокруг него, при виде надвигающегося состава, начали разбегаться. Растеряйся Ларионов хоть на секунду, крушения было бы не избежать. Юный машинист резко рванул ручку регулятора и остановил поезд в нескольких шагах от застрявшего грузовика. — Вот они какие герои, наши ребята, — заканчивает рассказ Александр Кузнецов. А я смотрю на Сашу и вспоминаю, что он сам за три года на Детской железной дороге побывал в экстремальной ситуации и с честью вышел из нее. Сегодня юноша уже студент первого курса Нижегородского филиала Московского госуниверситета путей сообщения. Он учится и работает дежурным по станции Горький-Сортировочный. 28 октября Александр Кузнецов стал победителем конкурса знатоков-железнодорожников, проходившим в Кировской области. Вот они какие герои, наши ребята. Пусть их поезд мчится в столетие на всех парах и только под зеленый! По теме:Начинает «Родина», венчает «Счастливая» Малая магистраль