Поистине светское образование. Нужны ли в школе уроки православия?
«Основы религиозных культур и светской этики» – такоеназвание получил предмет, официально введённый во всех российскихобщеобразовательных школах, гимназиях и лицеях в 2012 году. Необходимостьподобной дисциплины, её актуальность и своевременность за круглым столом в «НП»обсуждали представители духовенства, педагоги общеобразовательных школ иправославных гимназий, а также родители учащихся. Слово – руководителю отделаобразования и катехизации Нижегородской епархии протоиерею Евгению Худину.В рамках культуры– Отец Евгений, насколько, на ваш взгляд, важно преподаватьосновы православия в современной школе?– В общеобразовательной школе, учредителем которой являетсямуниципалитет, в 4‑м классе введён предмет «Основы религиозных культур исветской этики». Он состоит из нескольких модулей: основы светской этики,мировой религиозной культуры, основы ислама, иудаизма, буддизма и православнойкультуры. Мы должны отдавать себе отчёт, что государство наше светское и,соответственно, образование в государственных учреждениях светское. Ни о какойрелигиозной жизни даже в рамках этого предмета в границах школы мы, конечно,говорить не можем. Исключения составляют православные гимназии –общеобразовательные учреждения, учредителями которых являются религиозныеорганизации. В них помимо федерального государственного образовательногостандарта реализуется православный компонент. Подчеркну: родители добровольноприводят детей в такие гимназии и заключают с администрацией учреждениядоговор, таким образом подтверждая своё желание обучать ребёнка не толькообщеобразовательным дисциплинам, но и дисциплинам православного характера.В рамках же светской школы модуль «Основы православнойкультуры» носит исключительно культурологический характер. Познакомитьмаленького человечка с основами той религиозной культуры, той земли, тойнациональности, где он проживает, на мой взгляд, крайне важно. Чуть позже,когда ученик начнёт изучать историю, обществознание, полученные ранее знанияему очень пригодятся. Ведь история государства Российского неразрывно связана систорией русской православной церкви. И, наоборот, жизнь русской православнойцеркви невозможна без истории государства. К сожалению, курс очень маленький. Аиз шести модулей предмет «Основы православной культуры» выбирают не все. Нельзясказать, что далеко не все, но не все.В 2016 – 2017 учебном году в среднем по Нижегородской областимодуль «Основы православной культуры» выбрали для своих детей 69 процентовродителей, следующим в рейтинге идёт «Основы светской этики», дальше – «Основымировых религиозных культур» и ещё меньшее количество родителей предпочлидругие модули.Государство наше светское и, соответственно, образование вгосударственных учреждениях должно быть светским.К христианству через Баха– Кто имеет право преподавать основы православной культуры?– Вне зависимости от того, какая дисциплина преподаётся,учитель должен иметь профессиональную подготовку. Будь то физика, математика,музыка, физкультура или основы православной культуры. Мы тесно сотрудничаем сминистерством образования Нижегородской области, поэтому возьму на себянекоторую смелость ответить на этот вопрос. Преподаватели основ религиозныхкультур и светской этики подготавливаются Нижегородским институтом развитияобразования (НИРО), причём по всем модулям, которые входят в курс. Учителя иликлассные руководители тех классов, где все родители выбирают модуль «Основыправославной культуры», имеют возможность при НИРО более глубоко изучитьпрограмму этого модуля. Кроме того, Нижегородская епархия предлагает ещё болееглубокие курсы – 144 часа обучения, которые длятся целый год. Занятияпроводятся при Нижегородской духовной семинарии. По завершении курса вНижегородском институте развития образования учитель получает сертификат,который даёт ему право преподавать один из модулей курса.– Возможно ли расширить программу «Основы православнойкультуры», дополнив её историческими сведениями, информацией из мировойхудожественной культуры?– Непростой, многосоставной вопрос. История и мироваяхудожественная культура неразрывно связаны с историей христианства в принципе.Становление государства, архитектура (причём не только российская),художественная культура, литературные и музыкальные произведения так или иначесвязаны с христианством. Сделать существующий модуль более светским, на мойвзгляд, не представляется возможным, поскольку он уже светский, исключительнокультурологический. Расширить его, ввести предмет в других классах теоретическивозможно, но сложно с точки зрения санитарно-эпидемиологических норм, посколькуребёнок может обучаться в день только определённое количество часов. Это задачагосударственная. Обсуждают данный вопрос и родители. Два года назад СвятейшемуПатриарху Московскому и всея Руси Кириллу было направлено письмо, под которымподписалось около шести тысяч родителей, с просьбой обратиться в федеральноеминистерство образования и науки по рассмотрению возможности расширения курса.Сейчас этот вопрос находится в проработке.– Расширение модуля за счёт применения метода предметныхсвязей возможно?– Безусловно. Они существуют. Другое дело, что учителя иродители не всегда готовы их обнаружить и показать ребёнку. Возьмите Гоголя,Лескова, Булгакова. В каждом произведении так или иначе говорится оправославной жизни. В галерее Уффици, парижских и берлинских картинных галереяхможно увидеть библейские сюжеты. В музыке Бортнянского, Чайковского,Рахманинова, Баха лежат христианские сюжеты и мотивы. Я считаю, что долг учителяувидеть эту связь самому и донести её до ребёнка. Тогда образование будетпоистине светским, то есть широким и всеобъемлющим. Светскость – это не значитбезрелигиозность и атеистичность. Светскость – это более широкий кругозор,который вмещает в себя знания и об атеизме, и о религии. И мы не вправе лишатьребёнка какой-то части этих знаний.Любите детей до самопожертвования– Многие родители считают, что модуль «Основы православнойкультуры» призван в первую очередь воспитывать нравственные ценности в нашихдетях. Что вы думаете по этому поводу?– Я, безусловно, соглашусь. Но любое здание строится нафундаменте, а растение имеет корни. Основой для развития духовно-нравственнойкультуры, гражданско-патриотического воспитания я считаю историю нашегоОтечества. Александр Невский, Димитрий Донской, Фёдор Ушаков, не прославленныев лике святых, но от этого не менее почитаемые Александр Суворов, АлександрМатросов, Юрий Гагарин. Это всё имена одной нашей большой глубокой истории,поэтому вначале нужно изучить основу этой самой истории, а православнаякультура неразрывно связана с ней, и уже дальше на этих основах воспитывать идуховность, и нравственность.– Как вы считаете, насколько информированы родители о том,что существует курс «Основы религиозных культур и светской этики» в школьнойпрограмме?– Считаю, что информированность родителей, их компетентностьпри выборе того или иного модуля крайне низки. Когда проходят родительскиесобрания, оказывается, что прямо сейчас, здесь и сегодня родитель узнал, чтоесть такой предмет. Конечно, в течение полутора часов глубоко ознакомиться сним и сделать правильный выбор практически невозможно. Понимаю, что учителяочень перегружены. Но начинать работу по ознакомлению родителей с предметом всёже надо в сентябре, тогда к январю, почитав, подумав, посомневавшись, задаввопросы, родитель сделает осознанный компетентный выбор в пользу того или иногомодуля.– Что бы вы порекомендовали родителям, дети которых ужеучатся или только собираются пойти в школу?– Всем родителям рекомендую: любите своих детей досамопожертвования. Как складывается наш родительский день? Зазвонил будильник,встали, подняли детей, умыли, одели, запихнули бутерброд и отправили в школу.Всё. Утром родительский долг выполнен. Вечером, еле живые после работы, мыуделим детям ещё немного времени. Получается всего несколько минут из 24 часов.Это преступно мало. Это халатно. Любите своих детей, разговаривайте с ними,рассказывайте о собственных сложностях, достижениях, удачах, спрашивайте у них,как прошёл их день, что получилось, над чем стоит поработать. Они ждут вас ихотят, чтобы вы были рядом.Воспитать душу и телоБытует мнение, что православная гимназия – это некий детскиймини-монастырь. Что кроме молитв и церковных праздников выпускники и знатьничего не знают. Ошибочное мнение. И лучшее подтверждение этому тот факт, чтовыпускники православных гимназий успешно поступают не только в ведущие вузыНижнего Новгорода, но и Москвы, в том числе МГИМО и МГУ.– Выпускники православной гимназии имеют самые широкиевозможности для реализации тех знаний и навыков, которые они приобрели илиразвили в стенах учебного заведения, – отмечает протоиерей Евгений ХУДИН. – Иправославный компонент здесь не помеха, а подспорье, потому что в итоге ребёнокимеет сформировавшееся мировоззрение и устойчивую гражданскую позицию.Кстати, первая общеобразовательная православная школа былаоткрыта в 1996 году в Дивееве. Потом распахнула свои двери первая классическаягимназия в Семёнове. Сегодня в православных гимназиях Нижегородской областиобучается около 2600 ребят. Предполагается, что в следующем учебном году ихколичество возрастёт до 3200.Около 460 человек принимаем в этом году в первые классыправославных гимназий.– Православная гимназия изначально формировалась как некаяальтернатива, но ни в коем случае не противопоставление общеобразовательнойшколе, – продолжает отец Евгений. – Наша задача – дать возможность православнымродителям обучать ребёнка в таком заведении. Поэтому изначально мы проводимбеседы с родителями о том, готовы ли они включиться вобразовательно-воспитательный процесс собственного ребёнка вместе с нашимипедагогами. Это дает положительный результат. В гимназии формируется атмосферадоброжелательности, взаимопонимания, дружбы. Не всегда всё получается. Детиесть дети, всякое бывает, однако (не хочу обидеть муниципальную школу) вправославной гимназии изначально ставится цель – формирование определённогорода комфортной, спокойной атмосферы, в которой можно развить знания ивоспитать душу и тело.Православная гимназия – это некая школа полного дня. Ребёнокприходит утром, а забирают его родители вечером. Первая половина посвященаобщеобразовательным предметам, которые преподаются согласно федеральнымстандартам, вторая – кружковой, факультативной работе и реализацииправославного компонента.С каждый годом количество родителей, желающих обучать своихдетей именно в таких учебных заведениях, растёт. Продолжить образованиевыпускники могут не только в светских вузах, но и духовных: мальчики – всеминарии, девочки – Нижегородском епархиальном женском духовном училище.Однако делается это лишь по зову сердца.– Никакого настроя на продолжение детьми духовного образованиянет, – уточняет отец Евгений. – Ребёнок, его родители выбирают учебноезаведение сами, в зависимости от способностей, наклонностей и целей в жизни.Это осознанный выбор каждого.Точка зренияНаталья Кукунина, мама девятиклассницы:– К сожалению, когда ввели предмет «Основы религиозныхкультур и светской этики», моя дочь училась уже в пятом классе. Как известно,курс проходят в четвёртом, поэтому нам не удалось ознакомиться с ним в рамкахшкольной программы. Тем не менее основы духовности, нравственности мы стараемсяежедневно прививать дочери в семье. Если родители в этом вопросе чувствуютподдержку со стороны школы, а, насколько я понимаю, главная задача курса какраз и состоит в этом, то это здорово.Анна Балашова, учитель русского языка и литературыСормовской православной гимназии:– Обучение в гимназии строится на условиях реализацииправославного компонента. Учитель нашего учебного заведения должен уметьвоплощать некоторые знания основ православной культуры в учебном процессе, тоесть представить художественное произведение, текст мировой литературы вконтексте библейских тем, рассмотреть его через призму евангельских истин.Любое произведение рассматривается и с точки зрения литературы светской –осуществляем федеральный образовательный стандарт. Эти два взгляда частоотличаются. Но очевидно главное: знание основ православной культуры помогаетдетям достаточно серьёзно, глубоко анализировать произведения. Православныйкомпонент пронизывает все предметы.Ирина Архиреева, учитель начальных классов Сормовскойправославной гимназии:– Любой предмет можно рассматривать с точки зренияправославия, с одной стороны, и светского образования – с другой. Например, науроках чтения мы с ребятами наряду с другими произведениями, предусмотреннымифедеральной программой образования, читаем, анализируем притчи. На урокахрусского языка – православные пословицы. Причём сначала мы рассматриваем их сточки зрения толкования, а затем записываем на доске и выделяем подлежащее,сказуемое, подчёркиваем орфограммы. Вот так в комплексе прекрасно реализуются иправославный компонент, и федеральные государственные образовательныестандарты.Валентина Ижеровская, директор школы № 84, Нижний Новгород:– В нашей школе родители из шести предложенных модулейвыбирают «Основы православной культуры». Окончательное решение они принимают наобщем собрании, на которое приглашаем не только педагогов, но и представителейцеркви. Разъясняем цели и задачи курса. Родители имеют возможность задатьинтересующие их вопросы и получить грамотные, квалифицированные ответы.Преподают курс светские педагоги, так как по закону церковьотделена от государства, и служители любых конфессий в школе недопустимы. Курсимеет не вероучительный характер, а культурологический и группируется вокругтрёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурные традиции.Уроки «Основы православной культуры» направлены на сотрудничество семьи, школыи государства и тесно связаны с другими школьными предметами, такими какокружающий мир, история, обществознание и литература.Внедрение курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес вобществе. В основном родители, учителя, общественность осознаютнеобходимость введения данного курса длявоспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения. Наталья Маянская, мама двоих детей:– Я очень рада, что в школьной программе появился курс«Основы религиозных культур и светской этики». Мы отдали предпочтение модулю«Основы мировых религиозных культур». Нравится, что он направлен на воспитаниетолерантности. Наши дети должны понимать, что Россия – многонациональнаястрана, в которой мирно уживаются люди разных культур, исповедующие разныерелигии. Предмет настолько полезный и интересный, что мы с мужем изучаем его вместес ребёнком. Я выступаю за то, чтобы модуль в будущем был расширен. Этоположительно скажется на формировании нравственных ценностей подрастающегопоколения.