Политический хит (1 — 7 декабря 2016)
ЕвронестабильностьГлава правительства Италии Маттео Ренци объявил, что уйдёт вотставку из-за того, что итальянцы не приняли его предложение о конституционнойреформе. Президент страны Серджо Маттарелла убедил премьера не торопиться допринятия нового бюджета страны. Но всё же эти события дали повод экспертам вовсём мире поговорить о политической нестабильности в этой стране и Евросоюзе вцелом.Михаил Рыхтик:– Я бы не стал делать из этой ситуации каких-то далекоидущихвыводов. Главным образом, потому что ещё ничего не решилось точно даже впроцедурных моментах. По конституции Италии, президент может попросить премьераостаться до следующих выборов, которые пройдут в 2018 году. Может принятьотставку правительства и назначить новые выборы, а может дать указание премьерусобрать новое правительство. Так что не всё так однозначно.А вот с точки зрения сигналов, смысла – здесь всё намногоинтереснее. В европейских государствах, действительно, происходитпереосмысление роли государства, роли институтов, системы ценностей – всего того,что составляло костяк идеологии Евросоюза.Хотя на фоне событий в Италии в Австрии побеждает – причёмубедительно! – сторонник евроинтеграции. Поэтому хоронить Европейский союз покапреждевременно. Но стоит признать: факторы, которые приведут к переосмыслениюроли и места ЕС, будут усиливаться.Мы являемся свидетелями начала конфликта между европейскимиэлитами и обществом. Уже в который раз – Brexit (референдум о выходеВеликобритании из ЕС. – Авт.), выборы президента в США, вот этот итальянскийреферендум – мы видим, что элиты либо не понимают, либо не хотят пониматьнастроения, которые существуют в обществе, – их инициативы не проходят. Этозначит, в ближайшем будущем они мобилизуются и поменяют правила игры. Либобудут сметены гражданами, которые осознают, что власти оторвались от общества ине отражают их интересов.Из-за этих процессов вполне стоит ожидать нестабильностикурса евро и, напротив, усиления доллара, так как именно он будет оставатьсятихой гаванью для инвесторов.Александр Прудник:– Нужно отметить, что референдум в Италии проходил повопросам крайне специфическим, в которых даже экспертам трудно разобраться.Суть их сводилась к изменению управления страной. Сейчас оно запутано,полномочия пересекаются. Плюс есть много околовластных институтов, функциикоторых непонятны.Элита поняла, что реформы назрели, что существующая системауправления делает экономику страны малоэффективной. В этом смысле Италия,являясь одной из главных стран в ЕС, одновременно входит в зону риска, еёэкономические показатели крайне низки и тянут вниз экономику всего блока вцелом. Но итальянское общество пока не готово к этим изменениям, что и показалреферендум.Слово президентаВладимир Путин обратился к Федеральному собранию сежегодным, уже 13‑м, посланием. Оглашение послания по традиции состоялось вГеоргиевском зале Большого Кремлёвского дворца.Михаил Рыхтик:– Мне показалось, что слишком очевидно демонстрировалосьручное управление в стране – президенту пришлось озвучивать не толькостратегические вопросы, но и довольно мелкие, говорить то, как они должнырешаться.В целом же каждое из положений было актуально и важно.Другое дело, тот вал проблем, которые накопились в здравоохранении иобразовании, вряд ли удастся решить с помощью телемедицины и простымувеличением количества школ.Александр Прудник:– Что мне понравилось в этом послании? Оно срезонировало сдействиями нижегородского правительства. Валерий Шанцев (о чём мы говорили впрошлом выпуске нашего клуба. – Авт.) постоянно контактирует с обществом,представителями разных профессий, блогерами. Об этом же сказал и президент:власть должна быть открытой и не должна отсиживаться в кабинетах.Также президент призвал использовать инициативу, идущуюснизу. Опять же, ещё в 2013 году в области был создан проект поддержки местныхинициатив. На старте программы многие скептически отнеслись к идее, говоря, чтоэто чисто формальная затея. Но уже 2016 год, проект действует, и егофинансирование увеличивается, он востребован, он работает. Здесь Нижегородскаяобласть стала пионером, и наш опыт смело можно распространять на всю страну.В целом по поводу тезисов заявить нечего. Проблемыобозначаются актуальные, но главное сейчас – решать эти проблемы.Транспортный коллапсНижегородское Управление федеральной антимонопольной службырассмотрело жалобу частных перевозчиков на действия администрации НижнегоНовгорода, решившей отменить 31 частный автобусный маршрут. Предварительноемнение антимонопольного ведомства: мэрия нарушила закон о защите конкуренции.Это событие в очередной раз разожгло в городе дискуссию овариантах изменения транспортной системы, которая сейчас не устраивает никого.Михаил Рыхтик:– Нижний Новгород действительно отстаёт в сравнении с другимигородами страны. В Тюмени, Казани совершенно всё по-другому, в лучшую сторону,конечно. И я не понимаю причину: это какое-то проклятье, жуткийнепрофессионализм или что?На мой взгляд, город никак не может найти правильную формугосударственно-частного партнёрства в транспортной сфере. У нас либо всёпроисходит неожиданно (к примеру, перекрывается какая-то магистраль для ремонтадороги или водопровода), либо не делается ничего. И, главное, непонятно, какэти решения принимаются. Впечатление, что регулирование транспортной системыпроисходит по авральному принципу: где горит, там и тушат. Никакогопланирования и профилактики не существует.Подходы делались. Вспомните табло с красными буквами накаждой остановке, которое должно было показывать время прибытия транспорта.Почему-то в Москве это работает, в Казани работает, но почему не работает вНижнем Новгороде? Поясните хотя бы. Та же история с валидаторами в общественномтранспорте. Почему исключительно технические решения не продвигаются? Саботаж?Непонимание? Не знаю.Можно поставить диагноз: вся транспортная инфраструктура вгороде малоэффективна. Взять хотя бы связь аэропорта и центра города: чтобыдоехать, нужно голову сломать, прокладывая маршрут.Ещё, как пожелание, я хотел бы обратить внимание на трамваи,которые у нас пытаются время от времени похоронить. Не нужно! Посмотрите наевропейский опыт: трамвай – это транспорт будущего, его нужно развивать, а незакрывать, как это было сделано в Дзержинске, например.Александр Прудник:– Ситуация с транспортом в Нижнем Новгороде удручающая. Этознают все. Неэффективность транспортной системы просто разрушает целостноепространство города, отнимает у жителей прорву времени: нет отдельных полос дляавтобусов, на трамвайных путях – пробки из автомобилей.Решение вопроса упирается в то, что нет единой системыуправления и планирования движения. Формально она есть, но по факту – нет.Например, во всех крупных городах мира уже давно существуют математическиемодели движения транспорта, возникновения пробок и так далее. С их помощьюрегулируется транспортная система, благодаря чему решается проблема коллапса надорогах в мегаполисах. Иначе как объяснить то, что в Европе на остановкахнаписаны не интервалы движения, а точное время прибытия транспорта? И русские туристыс удивлением обнаруживают, что трамвай или автобус прибывают точно в это время.Как им это удаётся? За счёт грамотного управления и системного подхода, чегопока нет в Нижнем Новгороде.