Полёт экраноплана: как изобретение Ростислава Алексеева прогремело на весь мир
Газета "Деловая Газета НП" №30 от 20.04.2020
Подписка на газетуК 800-летию Нижнего Новгорода мы продолжаем изучать новейшую историю региона по публикациям в СМИ. В прошлом номере мы вспоминали легендарного конструктора Ростислава Алексеева, а сегодня рассказываем о его чудесном изобретении, прогремевшем на весь мир.
К началу 1960‑х годов суда на подводных крыльях показали предел своего совершенствования по скорости. «Алексеев начинает думать над проектированием судна, использующего экранный эффект» («Комсомольская правда», 17.03.2015).
Экраноплан скользит над водой (или отмелью) на высоте одного-полутора метров. «При таком режиме полёта под нижней поверхностью аэродинамического крыла создаётся избыточное давление, увеличивающее подъёмную силу крыльев. Это так называемая динамическая воздушная подушка – в отличие от статической, эффект которой работает на обычных (теперь – обычных!) судах на подводных крыльях» («АиФ», 23.08.2000).
В первом испытательном полёте в 1961 году экраноплан пилотировал сам Алексеев. К осени 1961-го техника пилотирования достигла определённого совершенства, и экранопланы стали показывать секретарю ЦК КПСС Д. Ф. Устинову, главкому ВМФ С. Г. Горшкову, председателю Госкомсудостроения Б. Е. Бутоме, а в мае 1962 года была организована демонстрация экраноплана «СМ‑2» Н. С. Хрущёву.
«Каспийский монстр»
Вскоре была принята государственная программа, включающая разработку новых экранопланов, создание боевых экранопланов для ВМФ и экспериментального экраноплана «КМ». «В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет)» («АиФ», 18.12.2014). «Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море). Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев» («АиФ», 18.12.2014). В 1980 году его посадил на крыло малоопытный пилот. «После 15 лет испытаний машина затонула – история эксплуатации «КМ» на этом завершилась» («Российская газета», 17.12.2013).
Но за это время ЦКБ по СПК во главе с Ростиславом Алексеевым «накопило множество результатов исследований, которые позволили в короткий срок выполнить заказ ВМФ СССР – построить ракетный экраноплан «Лунь» («АиФ», 23.08.2000). «Первый полёт был совершён в 1985 году, а в 1990‑м машина была передана в эксплуатацию». Размером этот корабль был несколько больше «КМ» и был вооружён противокорабельными ракетами «Москит».
«Он мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около четырёх метров … «Лунь» получил прозвище «Убийца авианосцев». Картинка такого убийства ярко изображена в сцене страшного сна американских адмиралов, когда радары группы кораблей американского флота во главе с авианосцем не фиксируют каких-либо угроз, но вдруг американские моряки поражаются видом «то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью. … На авианосце объявлена тревога, но поздно – «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно» («АиФ», 18.12.2014).
В 1970‑х годах КБ Алексеева получило заказ от Министерства обороны на строительство транспортного экраноплана для воздушно-десантных войск. Первая машина была спущена на воду в 1972 году – дальность полёта составляла до 1500 километров, максимальная скорость – 500 километров в час. «Было построено пять машин этого типа. В 1979 году первый экраноплан «Орлёнок» был принят в состав ВМФ СССР» («Российская газета», 17.12.2013).
К середине 1980‑х годов, уже после смерти Ростислава Алексеева, в СССР в строй вступили два серийных военных экраноплана – «Лунь» и «Орлёнок» – боевой и десантно-грузовой. Но прослужили они недолго. «Первый экземпляр «Орленка» – С‑21 – разбился в августе 1992 года, погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец – С‑25 – порезали на металлолом в 2000 году, третий – С‑26 – стоит на Химкинском водохранилище» («Известия», 21.11.2011). «В 2007 году все экранопланы были списаны, наиболее уцелевший – «Орлёнок» – был установлен в музее флота в Москве» («Российская газета», 17.12.2013).
На дне
Работы по созданию ударных экранопланов не нашли своего продолжения, «Лунь» остался единственным экранопланом данного класса. «После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению» («АиФ», 18.12.2014).
Аппараты, использовавшие экранный эффект, были и самолётами, и кораблями, и ими было сложно управлять, они были непривычны и для моряков, и для лётчиков. И «в 1975 году, в одном из полётов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну.
Лопнули переборки и корпус. Ростислав Алексеев взял управление на себя и привёл экраноплан на базу, находившуюся в 40 километрах. Когда экраноплан добрался до берега, оказалось, что у него не хватало кормы и хвостового оперения. Но корабль выжил и сохранил жизнь всем, кто находился на борту» («Комсомольская правда», 17.03.2015). После этой аварии, показавшей чудесную живучесть кораблей данного типа, «приказом министра судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомы Алексеев был отстранён от всех должностей, ему был оставлен в подчинении только отдел из 15 человек» (журнал Yachting, сентябрь-октябрь 2015).