Полёт сквозь время и реальность
Бесконечное падение в кроличью нору, погони, загадки и дажеиллюзия обмана зрения… Мало какой театр решится на постановку загадочной ифилософской сказки Льюиса Кэрролла. Тем более что в ней должно быть мореволшебства, чудес и превращений.Как это, мама?Режиссёра Карена Нерсисяна сложности не испугали. И вот –премьера «Алисы в Стране чудес» в ТЮЗе. Мирная полянка, домик вдалеке, Алиса(Анастасия Волох) засыпает на коленях у Мэри и… начинается волшебство! Оченьсмешным получился знаменитый Белый Кролик в исполнении Владимира Берегова. Тактрогательно он пугается и с криком «Мои усики, мои лапки!» увлекает Алису и еёкошку Дину (которую с изяществом и истинно кошачьей грацией сыграла ТатьянаМиронова) в водоворот событий.Погоня и падение в бесконечность и вправду похожи наводоворот. От световых эффектов у зрителей начинает кружиться голова, а детиспрашивают взрослых: «Что, они правда падают? А как это?» Ольга Лагедасценографией спектакля и действительно задаёт загадки. Знаменитая сцена «съешьменя» и «выпей меня» с увеличением и уменьшением героини сделана с помощьюоптической иллюзии, близкой к популярной сегодня комнате Эймса, в которойчеловек, стоящий в одном углу, кажется великаном, а в другом – карликом.Конечно, создать полную иллюзию для всех в зале невозможно. Но юные зрители свосторгом обсуждают увиденное, не в силах удержаться от комментариев. А потомискренне сочувствуют героям, продрогшим и вымокшим в виртуальном море Алисиныхслёз.Казалось бы, после фильмов, мультфильмов и знаменитыхиллюстраций про Алису зрителей ничем не удивить. Но театру удалось.Погружение в сказкуАктёры явно наслаждались возможностью пошалить на сцене.Особенно те, кто играл сразу по несколько ролей. Уморительны герои АнатолияЧухнова – от вымершей птицы Додо и швейцара Лягушонка до садовника, всмертельном испуге перекрашивающего розы в требуемый грозной королевой цвет.Три образа, каждый из которых смешной и грустный одновременно. Впрочем, в этомспектакле многим пришлось на ходу менять костюмы и характеры. Олег Фаттаховстал знаменитой Гусеницей, восседающей на грибе и пускающей пузыри (зрелищефундаментального гриба и множества смешных ножек гусеницы очень понравилосьюным зрителям), печальным Мартовским Зайцем и даже вечно чихающей от перцасумасшедшей кухаркой! Причём каждого из героев наделил эффектными чертами,надолго врезающимися в память. Фёдору Боровкову так и вовсе пришлосьпревращаться из запуганного Лори в вальяжного Чеширского Кота, которыйфилософствовал, неожиданно исчезая и появляясь то там, то здесь, чем радовалюных зрителей. Была и знаменитая «улыбка без кота», а под финал Фёдор сталбесстрастным Бубновым Валетом, так и не сумевшим доказать свою непричастность ккраже пирожков.Всё в меруОчень нравится юным зрителям сцена с гигантской Алисой иГорлицей (Екатерина Дубинина). Тут есть всё – и сказочное превращение, икукольный театр с вылупляющимися птенцами, и шикарный музыкальный номер,великолепно исполненный актрисой, и юмор, похожий на слоёный пирожок. Над однойего гранью смеются дети, над другой – взрослые. В итоге все получают свой зарядвеселья. И тут же – печальный и полный грусти эпизод с пятичасовым бесконечнымчаем, вырваться из которого не могут оскорбившие само Время Мартовский Заяц и Шляпник.Растерянность и бессмысленность жизни последнего очень точно передал АлександрБарковский. Ирина Страхова великолепна в роли полоумной Герцогини, коварной идоброй одновременно. А королевский двор так и просто стал ярким царствомабсурда, в котором хороши все, особенно Король с Королевой (Алексей Филиппов иЕкатерина Дубинина), единодушные в своей идее фикс с отрубанием голов.Путешествие по страницам сказки ведёт зрителей через смешное и грустное. Словнобусинки нанизывает режиссёр на нить повествования эпизод за эпизодом, характерза характером. Быть может, не всё получилось идеально. Но спектакль случился. Ибудет дарить юным зрителям знакомство с одной из самых загадочных литературныхсказок на свете.