В эру цифрового фото почти каждый считает себя фотографом. Но ровно до того момента, как попадает на выставку настоящего мастера. Именно такая ретроспектива открылась сейчас в Нижегородском государственном выставочном комплексе.
Культовый мастер
Знаменитый на всю страну фотограф родился в 1937 году в Ленинграде. Член одного из первых в стране объединений фотолюбителей – ленинградского клуба ВДК, – он поймал свою удачу, сняв выступление Булата Окуджавы на дне поэзии в Ленинграде. Фотографии тогда не напечатали – Окуджава был в опале, но они разошлись по всему городу, а фотограф стал работать в знаменитых газетах «Смена» и «Ленинградская правда».
После переезда в Москву Богданов стал фотографом в «Литературной газете», которая часто не следовала официальному курсу партии и выпускала в свет материалы, которые читала и обсуждала вся страна. За 23 года работы в этой газете он исколесил весь СССР, его посылали на самые острые точки, на встречи с людьми, которые не были «в тренде». Эти фотографии и прославили тогда ещё молодого фотографа. Большинство из этих снимков оказались культовыми. Когда умер Евтушенко, его портрет, снятый Богдановым, стал самой публикуемой фотографией поэта в СМИ. Его часто называют «фотограф от одной оттепели к другой» – от Хрущёва до Горбачёва.
Портреты звёзд
Среди фотографий на выставке много героев того времени: Смоктуновский. Иванов, Рерих, Жаров, Высоцкий, Ростропович, Никита Михалков, Арсений Тарковский… У некоторых из этих просто невероятные истории!
"Меня смутил кадр с Раневской, которая держит в руках «Литературную газету»", – рассказала «НП» заведующая экспозиционно-выставочным отделом Нижегородского государственного выставочного комплекса Ирина Маршева. – "Я думала, что это постановка. Оказалось, нет. Богданов просто шёл по Москве и увидел Раневскую, которая дочитала «Литературку» и положила её на лавочку. И он попросил её взять отложенную газету и сфотографироваться с ней. На что она ответила, что уже всё прочла и газета ей больше не нужна. Но Богданов – человек грандиозного обаяния. Он сумел её разговорить и убедил сфотографироваться. Другое потрясающее фото – портрет музы Маяковского Лили Брик. Она прожила долгую жизнь, почти девяносто лет, и почти не общалась ни с кем в последние годы. Когда Богданов пришёл к ней, она сначала отослала его прочь, но он сумел её заинтересовать. В итоге она ему позировала два часа подряд. Наверное, это была её последняя фотосессия".
Богданов говорит, что если бы жил не в Москве, то предпочёл бы Питер или Нижний – так привлекла его красота, энергетика и неповторимая аура нашего города.
Только плёнка
Не менее интересны и его портреты никому не известных людей – влюблённых, случайных прохожих, участников митингов, детей и стариков. Богданов – один из самых ярких представителей уличной фотографии. Это не срежиссированные, а живые кадры, на которых можно увидеть московские дворики и питерские набережные, старинные подъезды и лестницы, даже уголки старого Нижнего, например, деревянные домики на Черниговской.
Владимир Богданов невероятно харизматичен, увидеть это можно на кадрах документального фильма, что показывают в одном из залов. Сейчас фотограф живёт в Москве. Только вот новых фотографий больше не делает. И дело даже не в преклонном возрасте. Он закончил фотографировать, когда наступила эра цифровой фотографии. Печатал тоже всё вручную. А сейчас его уникальный архив оцифровывает его жена, чтобы показать, каким был мир, запечатлённый её мужем.
Экспозиция в Нижегородском государственном выставочном комплексе продлится до 10 марта.
12+