Огромное нефтяное пятно появилось на Волге в районе Бурнаковской низины. Самое печальное, что такие пятна появляются здесь с завидной регулярностью последние три года. Однако ни причина их возникновения, ни кто должен за это отвечать, до сих пор не установлено.
По горючим следам
Нефтяное пятно жители дома № 8 на Волжской набережной в Нижнем Новгороде заметили 17 марта. Оно растянулось почти на 100 метров в длину и заполнило собой весь не покрытый льдом участок реки в этом районе.
– Каждый год одно и то же! И самое обидное, что никто с этим ничего не делает, а страдают жители, – жалуется жительница дома Анастасия. – Вся эта нефть потом в наши краны попадёт, а люди в этой реке купаться будут.
Администрация Нижнего Новгорода заверила, что ситуация находится на контроле.
– В район происшествия были направлены дежурные силы аварийно-спасательного отряда для оценки обстановки, – сообщили в Управлении гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. – На месте происшествия организованы работы по сбору нефтепродуктов и их дальнейшей утилизации. Собрано более 100 литров нефтесодержащей жидкости.
Также сейчас в Бурнаковской низине ведутся работы по забору воды и почвы, чтобы определить, как лучше справиться с последствиями.
Вышли из низов
Нефтяные пятна на Волге появляются практически каждый год. Причиной их появления власти называют нефтеперерабатывающий завод «Варя», Сормовскую ТЭЦ и Сормовскую нефтебазу, которые работали здесь в течение десятилетий.
Так, в апреле 2016 года, когда на Волге появились нефтяные пятна, официально источником загрязнения назвали закрытую Сормовскую нефтебазу. Спустя год, когда радужную плёнку снова заметили на воде, под подозрение попали сразу несколько предприятий – Сормовский затон, причальная стенка бывшей Сормовской нефтебазы и Сормовская ТЭЦ.
В апреле 2018-го в воде оказалось четверть тонны отходов. Тогда источником пятен признали Сормовскую нефтебазу.
– Источником загрязнения нефтепродуктами Волги, помимо стационарных точек сброса сточных вод, является территория Бурнаковской низины, – сообщили в правительстве Нижегородской области. – В результате хозяйственной деятельности, которая велась здесь с 1882 года, подземные горизонты оказались загрязнены нефтепродуктами. Согласно гидрогеологическим заключениям 1975-го и 1989 годов, на территории Сормовской нефтебазы и Бурнаковской низины загрязнение грунтов нефтепродуктами носит локальный характер. Нефтепродукты местами проникают на глубину более шести метров.
В некоторых местах Бурнаковской низины поражение почвы достигает 40 метров в глубину. Сейчас концентрация нефтепродуктов в местной почве превышает допустимую норму в 30 раз. Также в ней найдены тяжёлые металлы и мышьяк.
Проблему усугубляет и то, что несколько лет назад на берегу низины начали строить крупный микрорайон. После этого токсичные отходы стали просачиваться в Волгу гораздо чаще.
– Территория низины в генплане нашего города всегда была зеленой зоной, – рассказывает нижегородский эколог Асхат Каюмов. – Но несколько лет назад девелоперы продавили решение выделить часть этой зоны под застройку микрорайона. И теперь он непрерывно давит на территорию, в буквальном смысле выдавливая нефть на поверхность реки.
Именно после этого строительства, по словам эколога, пятна стали появляться по нескольку раз в год.
– Мы расплачиваемся за ошибки прошлого, – считает советник главы Нижнего Новгорода по экологии Алексей Краснов. – Сейчас нужно поставить диагноз и локализовать эту проблему.
С мёртвой точки
Для жителей города, по словам городских властей, появление нефтяных пятен на реке не опасно, загрязненная вода в дома не попадет. Потому что перед тем как поступить в наши краны из Волги, она проходит все необходимые этапы современной очистки. Поэтому для нижегородцев появление пятен опасно только в период купания.
– Однако для самой реки – это постоянное отравление, – объясняет Асхат Каюмов. – Таким образом, всё живое – рыба, водоросли и так далее – со временем просто напросто вымрет и естественный природный баланс нарушится.
С прошлого года проблема начала решаться, когда после очередного появления пятен на Волге глава региона Глеб Никитин поручил городским властям взять дело на особый контроль.
Нижегородские экологи считают, что нефтяные пятна на Волге мы будем наблюдать еще как минимум несколько лет.
– Проблема действительно начала решаться. Но процесс это небыстрый. Да, уже есть договорённость с Институтом водных проблем о том, что они будут изучать ситуацию на территории низины, – объясняет Асхат Каюмов. – Но только после этого будут разрабатываться рекомендации по очистке реки. Затем мы попытаемся попасть в программу «Чистая страна» и в программу по ликвидации накопленного экологического ущерба.
Кроме того, по словам специалистов, ещё 5-6 лет понадобится на процесс рекультивации – применения разработанного комплекса мер по экологическому и экономическому восстановлению низины для улучшения условий окружающей среды.
На данный момент региональное министерство экологии и ФГБУН «Институт водных проблем РАН» уже подготовили техническое задание по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде.
– Сейчас в Российской академии наук по просьбе правительства Нижегородской области рассматривается вопрос о содействии в организации проведения обследования Бурнаковской низины в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» и проведении этих работ по линии Российской академии наук, – заявил министр экологии Нижегородской области Денис Егоров. – По завершении исследования планируется поднять вопрос о включении загрязненной территории в реестр объектов накопленного экологического ущерба и последующей ее рекультивации в рамках нацпроекта.
Глеб Никитин поручил министерству экологии оперативно докладывать о ходе работ и о возможных вариантах ускорения процесса.