Послание сквозь годы
Шестнадцатый фестиваль еврейской культуры в Нижнем Новгороде, организованный благотворительным фондом «Еврейский центр «Хэсэд Сара», завершился моноспектаклем Народного театра драмы и поэзии Дома культуры ГАЗ «Пешеход» по стихам поэта Серебряного века Осипа Мандельштама.Мандельштам — не самый легкий для восприятия поэт. Его стихи требуют размышления. Культурное поле его поэзии поистине вселенского масштаба. Мандельштам словно путешествует во времени и пространстве, соединяя античные мотивы с описанием готического собора, а российскую действительность 30‑х годов — с дивным описанием природы Сибири.Перед режиссером Зоей Куликовской и исполнителем моноспектакля Евгением Мартыновым стояла непростая задача: подобрать стихи так, чтобы выстроился смысловой ряд, отражающий не только поэтическое мировоззрение Осипа Мандельштама, но и определенный ракурс взглядов актера. Спектакль, названный «Пешеход», обрел свой сюжет, краски, символы, музыку. Исполнитель блестяще справился с поставленными перед ним задачами.На мой взгляд, Евгения Мартынова привлекли стихи, в которых автор так или иначе касается пустоты. Но, мне кажется, это не пустота одиночества. Это скорее чувство, что его поэзия должна найти свою нишу, и место для этого есть. Но как же ему, маленькому человеку (в стране) и глыбе исполинских размеров (в поэзии), было страшно! Этот страх пронизывает почти всё творчество Мандельштама и только изредка отпускает поэта. Я имею в виду стихи, в которых он предлагает: «Возьми на радость из моих ладоней немного солнца и немного меда…», а также — «Из табора улицы темной».Подсветке в спектакле отведена определенная роль. Декорации предельно лаконичны: стул, лестница-подставка, белый шарф… Немного, но как замечательно пользуется всем этим Евгений! Лестница превращается в постамент и трибуну для оратора. Шкафчик, перевернутый над головой, напоминает гроб, и кто знает, какие еще ненаписанные стихи Мандельштама могли появиться на свет! Стул становится символом отсутствующей женщины, а временами мне казалось, что его сиденье предвещает будущую отсидку… Что касается белого шарфа, то давно не доводилось встречать столь метафоричную деталь: это и белый флаг сдающегося в плен, и опущенные в тоске крылья, и предсмертная рубаха…В конце исполнитель в образе Мандельштама поднимается по лестнице. Он идет на Голгофу. Вот чем обернулась прогулка Пешехода по городам, весям, временам и эпохам.